Руководству Волгоградской области может быть рекомендовано рассмотреть альтернативные варианты расположения третьего пускового комплекса моста через Волгу.
В Минприроды России федеральным Роспотребнадзором направлена соответствующая информация.
Ранее власти региона намеревались проложить четырехполосную магистраль длиной 14,2 километра прямиком через дубравы и водные объекты природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». При этом под вырубку попадали около 30 тысяч деревьев, в том числе многолетних дубов.
Такие убийственные для Волго-Ахтубинской поймы перспективы вызвали жаркие дискуссии. Защитники природы предъявили чиновникам претензии в непродуманном подходе к проектированию и игнорировании природоохранных норм.
Власти региона, в свою очередь, задумали обойти ими же установленные ограничения. Специально под многомиллиардное строительство трассы был подготовлен проект постановления Администрации Волгоградской области о внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма».
Документом предполагалось разрешить на территории биосферного заповедника рубку дубов и других зеленых насаждений – «на земельных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов».
Буквально перед началом длительных майских праздников, Росприроднадзор дал понять руководству Волгоградской области, что не одобряет такое отношение к уникальному природному парку.
Как сообщает ИА «Волга-Каспий» со ссылкой на письмо заместителя руководителя Росприроднадзора Амирхана Амирханова от 30 апреля, федеральное природоохранное ведомство не поддержало проект постановления Администрации Волгоградской области о внесении изменений в постановление о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма».
Направленный в Росприроднадзор проект этого постановления был сопровожден пояснительной запиской за подписью Виталия Сазонова – тогда еще руководителя регионального комитета природных ресурсов. Как уверяет в записке Виталий Сазонов, «предлагаемые изменения не приведут к необратимым изменениям экосистемы Волго-Ахтубинской поймы в целом, поскольку растительность является возобновляемым природным ресурсом…». Чиновник умолчал о том, что для того, чтобы вместо вырубленных дубов-великанов выросли новые потребуется 70-100 лет.
Сейчас Виталий Сазонов сидит под домашним арестом и проходит по громкому делу о реализации схемы хищения средств нацпроекта «Экология» при ликвидации свалок в Среднеахтубинском районе. По территории этого же района, кстати, и должна пройти трасса, вокруг которой столько противоречий.
Несмотря на громкие заявления руководства Волгоградской области о том, что прокладка дороги через природный парк – дело решенное, проектная документация объекта «Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде» даже не прошла государственную экологическую экспертизу федерального уровня.
Чтобы строительство Третьего пускового комплекса моста через Волгу стало реальностью, в том числе придется исключить природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» из списка биосферных резерватов ЮНЕСКО. Такая процедура если и возможна, то только после тщательного изучения ситуации и консультаций на уровне правительства страны.
Попытки начать подготовку к уничтожению деревьев в Волго-Ахтубинской пойме уже предпринимались – по ходу планируемого прохождения трассы на “приговоренных” дубах были сделаны зарубки.
В середине ноября 2020 года в адрес областного комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой было внесено представление, а подрядчик – АО «ЕКС» получил предостережение о недопустимости вырубки дубов, так как это является нарушением закона.
Согласно информации генерального проектировщика – АО «Институт «Стройпроект», автомобильная дорога 1Б категории с четырьмя полосами движения позволит разгрузить Первую и Вторую продольные магистрали, исторический центр Волгограда, в том числе территорию в районе Мамаева кургана. Кроме того, трасса должна обеспечить беспрепятственный выход автотранспорта на международные и межрегиональные автомобильные трассы.
Во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» включен с 2011 года.