Выберите дату:

Январь 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

«Кого чувствует и понимает администрация»: для промышленности Волгоградской области наступает «момент истины».
«Кого чувствует и понимает администрация»: для промышленности Волгоградской области наступает «момент истины».

Фото: Промышленники Волгоградской области уверены, что хуже уже не будет

Региональная индустрия близка к исчерпанию основных ресурсов, позволявших ей сохранять устойчивость, так и не встав на путь структурного переустройства.

Где корни проблем региональной индустрии и почему они – продолжение её достоинств, почему на волгоградскую промышленность так влияют мировые факторы, а также какие необычные надежды по стимулированию промышленности питает администрация Андрея Бочарова , главное, что нужно знать об актуальном состоянии и перспективах этой сферы и небольшая сенсация  (в самом конце) в материале ИА «Волга-Каспий».

«Кого чувствует и понимает администрация»: для промышленности Волгоградской области наступает «момент истины».
Олег Николаев – заместитель губернатора Волгоградской области

– Проблемные вопросы есть всегда. Это перспективы работы. Любая проблема – это определенный вызов. 2020 год показал – нам, кажется, все по плечу, – так вице-губернатор Олег Николаев подытожил открытую часть прошедшего 25 февраля заседания регионального общественного совета по развитию промышленности.

Судя по благожелательным улыбкам на лицах директоров производств, внимавших чиновнику, эта довольная нехитрая сентенция, вполне неплохо отражает настроение в промышленных кругах. Там в общем уверены, что хуже уже не будет.

Не было бы счастья

Ковидный год промышленность Волгоградской области действительно прошла успешно. Индекс промпроизводства по итогам 2020 года составил 99,3% (38 место в РФ, но выше среднероссийского показателя – 97,3%), а в обрабатывающих отраслях достиг 102,5% (по стране 100,3%) – результат и в нормальных условиях считался бы хорошим.

В «водоснабжении и водоотведении», кстати, индекс подскочил до 116,6 % – этот парадокс достоин отдельного разбора, для которого вскоре могут появиться новые поводы.

По некоторым направлениям улучшились и позиции региона на общероссийском фоне. Так,  по объёму нефтепереработки регион поднялся с 10 на 8 место в стране.

В выпуске легированной стали и автокранов   у Волгоградской области 6 позиция, а также третье место по стальным трубам, выпуску скрученной проволоки и канатов.

Второе место по производству каустической соды, гербицидов и хлопчатобумажных тканей, а также лидерство по выпуску кордных тканей и роликовых подшипников.

Интересный факт – несколько лет темпы промышленного роста Волгоградской области отставали от соседей, сокращая и долю региона в промышленном пироге ЮФО. Доля эта последовательно снижалась на протяжении десятилетия.

В 2017-19 гг. индекс промпроизводства (ИПП) Волгоградской области прибавлял минимально – на 0,3%, 1,7% и вообще без роста в 2019-м (индекс составил 100% ровно). В ЮФО за эти годы рост составил 3,4%, 5,7% и 2,9% соответственно. Опережающими темпами росла Ростовская область: 107,4%, 109,7% и 101,2% соответственно, и Кубань – 104,3%, 104,2% и 103,2%. У соседей из Астрахани ИПП и вовсе зашкаливал за 115-116%, но там это было вызвано ростом нефтедобычи на Каспии, их можно оставить за скобками.

И только в пандемийный год Волгоградской области удалось остановить отставание – мы на втором месте в ЮФО, продолжая уступать лишь Ростовскому региону с ИПП 101,7%.

Главное, что этому способствовало, конечно, решение губернатора не ограничивать промышленные предприятия, для которых локдаун не вводился вовсе.

Олег Николаев рассказал, что волгоградские промышленники «вовремя подстроились к реалиям настоящего времени», для чего «пересмотрели ряд вопросов, подняли новые связи». Все это помогло не просто выжить, а даже вести модернизацию и запуск новых промплощадок. За 2020-й модернизацию провели на 14 крупных участках, а также запустили три новых производства. Общий объем инвестиций по этим крупнейшим проектам составил около 27 млрд рублей.

Всего «за последние семь лет» (т.е. за время работы губернатором Андрея Бочарова – это принятая в чиновничьих структурах манера собственного летоисчисления), объясняет Николаев, инвестиции в промышленности превысили 210 млрд рублей. Он напомнил, что почти 30 млрд (по опубликованным облкомпромторгом данным, 22 млрд) рублей принесли проекты, в которых применялись меры господдержки – в основном, льготные кредиты.

Собственно объем поддержки 8,3 млрд. Меры не только федеральные, а с 2017 года и областные. В прошлом году регион пошел на то, чтобы региональный фонд поддержки промышленности увеличить со 100 млн рублей до 250 млн

Инвестиционные надежды властей на ближайшее время оптимистичны, но почти также умеренны. В 2021 году в планах 22 инвестпроекта (6 новых участков)  с общим объемом вложений свыше 40 млрд. До 2024 года – 142 млрд  капвложений.

Цифры выглядят внушительно вне контекста. В последние годы инвестиции к обороту в волгоградской промышленности составляют не более 5-7%. Эту оценку в разговоре с корреспондентом ИА «Волга-Каспий» признал и сам Олег Николаев. 

– Однозначно,  чтобы развивалась [промышленность], инвестиции нужно наращивать. И предел этот будем увеличивать, – заверил вице-губернатор.  

По последним открытым данным, средний износ основных фондов в обрабатывающих производствах Волгоградской области составляет 57,2%. Это заметно лучше, чем было до Андрея Бочарова (показатель в начале 10-х опускался до 46%), но хуже всех регионов ЮФО (и один из самых низких показателей в России). Максимальный коэффициент обновления, кстати, был в начале управления регионом Бочаровым. В денежном выражении пик  пришелся на 2015 год, а коэффициент обновления оказался лучшим в 2016-м – 14,8%. В сфере  «производство кокса и нефтепродуктов» так и вовсе обновление всего за год получили 27,1% фондов. 

Кстати, именно нефтепереработка в областной промышленной статистике 2020 года дала самое разительное расхождение. При производстве даже чуть больше прошлого года (индекс 100,8%) отгрузка снизилась сразу на 23%, то есть на почти на 95 млрд рублей. Это дало и общее проседание региона по отгрузке в обработке почти на 10% при ИПП 102,5%.  

Другой областной флагман – химическая промышленность – при ИПП 102,9% отгрузка в денежном выражении прибавила 1,9%, достигнув 60,8 млрд рублей.  Внутри этой отрасли есть сегменты-лидеры. Например, выпуск пластмасс и резин вырос на 10%.

 

Заграница нам не поможет

В разговоре с журналистами Олег Николаев отверг предложение назвать наиболее проблемные отрасли, заверив, что развивается «весь многопрофильный комплекс».

В действительности, мехобработка и тем более машиностроение совсем не в том состоянии, что химия и нефтехимия – разнонаправленность тенденций очевидна. Как и колоссальная зависимость волгоградской промышленности от факторов, на которые не могут повлиять и сами производители и вообще никто в Волгоградской области.

Понятно, что нефтепереработка и, особенно нефтедобыча, критически зависят от мировой конъюнктуры, часто даже не экономической, а политической.
Но и в других отраслях волгоградская промышленность, мягко говоря, все более зависима.

«Кого чувствует и понимает администрация»: для промышленности Волгоградской области наступает «момент истины».

Очень яркий пример этого – Волжский подшипниковый завод, входящий в «Европейскую подшипниковую корпорацию», где и прошло заседание областного промышленного совета. Уникальное производство, по некоторому набору номенклатуры близко к статусу монополиста.

По словам председателя общественного совета по промышленности, проректора по учебной работе Волгоградского Государственного технического университета Владимира Кабанова, 10% продукции волжского завода устанавливается на автомобили Mercedes, что «уже говорит о качестве».

– Завод далеко не самый современный из всех. Но его опыт, квалификация позволяют успешно конкурировать, – уточнил Кабанов.

«Кого чувствует и понимает администрация»: для промышленности Волгоградской области наступает «момент истины».
Владимир Кабанов – председатель общественного совета по промышленности, проректора по учебной работе Волгоградского Государственного технического университета

Кабанов всегда был осторожен в формулировках, но можно сказать честнее – откровенно удручающее состояние основных фондов завода увидели все визитеры. На встречу чиновников и общественников завод смог представить заметный инвестпроект – на предприятии завершают монтаж системы фильтрации смазочно-охлаждающей жидкости за 140 млн рублей. С одной стороны, это замкнутый цикл водооборота, а значит улучшение экологии, с другой – проект очевидный для производства. За счет сокращении энергопотребления и уменьшения шламообразования, вложения окупятся уже за полтора года.

«Кого чувствует и понимает администрация»: для промышленности Волгоградской области наступает «момент истины».
Выручка ОАО «ЕПК Волжский» стабильно находится на уровне 2,6-2,8 млрд рублей. Несколько лет завод показывал чистую прибыль (до 111 млн в 2017 году), однако в 2019-м (и, очевидно, в прошлом году тоже) стал убыточным.

На этом фоне предприятие платит весьма скромные зарплаты. В среднем 27 тыс. рублей, хотя по волгоградской промышленности средний показатель 39 тысяч. В вакансиях значатся позиции «инженер-конструктор» с заработком до(!) 20 тыс. рублей или «инженер-электроник», которому предлагают немногим больше.
Исполнительный директор ОАО «ЕПК Волжский» Андрей Копецкий уточнил «Волга-Каспий», что в нынешнем году уровень зарплат поднимут «хотя бы» до 30 тыс. рублей. При этом, отмечает топ-менеджер, низкие зарплаты отражает положение завода – отношения производителей с покупателями.

«Кого чувствует и понимает администрация»: для промышленности Волгоградской области наступает «момент истины».
Андрей Копецкий – исполнительный директор ОАО «ЕПК Волжский»

– Если бы были объемы, то они, конечно, транслировались бы в зарплате, можно было поднять. Сегодня большой рост цен на металл. Например, ММК (Магнитогорский металлургический комбинат – прим. Ред) поднял цену на ленту на 54%, а металл это основное в производстве подшипника. Прибыль невозможно получить. Переговоры с компанией «Рено» о повышении закупочных цен пока не дали результата, хотя мы объясняем, что подорожали и инструмент. Вынуждены отгружать с потерями, потому что есть контрактные обязательства, – пояснил Копецкий.

Владимир Кабанов заявил, что «у совета есть вопросы к собственникам» по этой части. Наверняка, задать их он может лично. Основателем холдинга «ЕПК» (заводы есть также в Саратове, Самаре, Казахстане) был нынешний депутат Волгоградской областной Думы, а в прошлом депутат Госдумы Олег Савченко (самый богатый депутат регпарламента). Кабанов и Савченко в разное время возглавляли реготделение «Единой России» по Волгоградской области.
Долгое время Савченко считался и главным бенефициаром группы. В открытых сведениях есть данные только о двух владельцах «ЕПК», которым вместе принадлежит меньше 11% – Mate Corporational Limited (Гонконг) и британская Exmor Limited (6,4% и 4,3% соответственно).

Волгоградских промышленных чиновников зависимость от зарубежных партнеров, вроде той, что у подшипникового завода, совершенно не пугает. Рост и расширение экспорта как успех и как задачу на ближайшее время несколько раз подчеркнули в своих выступлениях и Олег Николаев и председатель областного комитета промышленности и торговли Наталья Стрельцова.
Среди факторов стабильности в 2020-м Николаев назвал расширение партнерства за счет новых рынков – стран Азии, Африки и Карибского бассейна.

Несырьевой экспорт из нашего региона в 2020-м году вырос на 9% и достиг $1,15 млрд. К 2024 году, согласно выкладкам областных чиновников, этот показатель должен вырасти до 1,52 млрд долларов.

Только по большому

Наталья Стрельцова подчеркнула, что 39,2 тыс. рублей средней зарплаты – это «практически без учета директорского корпуса». При этом, власти ждут от промышленников «еще больший рост».

– Люди будут тратить деньги и вырастет покупательная способность, потянет другие экономические показатели, – увещевала чиновница.

Какой импульс могут получить предприятия, чтобы развиваться и иметь возможность исполнять эти благие пожелания?
Власти обещают помогать. Понятно, что выборочно предприятиям крупным или активным во взаимодействии с чиновниками. Речь не только о программах господдержки, но и о вхождении в крупные инфраструктурные проекты. Стрельцова напомнила, что в Среднеахтубинском районе начинается строительство мини-ГЭС, которое потребует много промышленной продукции – «рассмотрите, где себя видите», призывает Стрельцова.

– Предлагается занять более активную позицию во взаимодействии с крупными корпорациями. Подписана «дорожная карта» с «Газпромом». И уже на следующей неделе установочное заседание рабочей группы с руководством газовой компании, они доведут перечень продукции, который им нужен по импортозамещению, – сообщила Стрельцова.

По ее словам, «Газпром» готов закупать много товаров, причем не только для своих предприятий в Волгоградской области, но и «по всей группе»,   такую работу монополист ведет и с другими регионами, значит «будем конкурировать». Конкуренция предстоит за поставки «оперативные поставки, так называемые хознужды».

Одновременно Стрельцова анонсировала намерение властей «выстроить работу» с «Транснефтью», РЖД «и другими», уточнив, что «первые шаги» уже были сделаны.

Владимир Кабанов, рассуждая о современном состоянии промышленности, обронил откровенное: ситуация лучше у тех предприятий, «кого чувствует и понимает администрация, давая льготы, послабления в тарифной политике».

В виде примера экс-чиновник привел Волгоградский алюминиевый завод, который был на грани закрытия, а сейчас активно развивается и реализует проект алюминиевой долины. Для этого потребовалось добиться на уровне федеральных ведомств отдельных условий по исключительным тарифным льготам заводу на электроэнергию, поставляемую Волжской ГЭС.

«Кого чувствует и понимает администрация»: для промышленности Волгоградской области наступает «момент истины».

На общественном совете выяснилось, что власти региона вновь рассчитывают на какие-то особые преференции для областной промышленности благодаря ГЭС.

По словам Олега Николаева, «буквально 22 февраля Андрей Иванович [Бочаров, губернатор региона] дал поручение проработать» один значимый вопрос.

– Проработать с Волжской ГЭС. Та мощность, которая производится, она достаточна для работы крупной части промкомплекса. Если кто использует зеленую энергетику, освобождается в определенной степени от налогов. Сейчас это образно сказано, а вот губернатор этот посыл поставил: ГЭС есть, мощность есть, достаточна для предприятий, давайте работать над тем, чтобы этот нюанс использовать, чтобы предприятия освобождать от некоторых определенных налогов и так далее, – рассуждал Николаев.

Похоже, что речь идет о правительственной программе по поддержке договоров на поставку мощности (ДПМ) для возобновляемой энергетики. Вообще условия предполагают создание новых мощностей электрогенерации. Возможно, ГЭС, по замыслу команды Андрея Бочарова, должна модернизироваться, чтобы получить льготы, а взамен предоставить для индустрии мощность с хорошим дисконтом. Но это действующая программа, сейчас в федеральных ведомствах ведутся споры по продлению ее сроков с изменением условий.

При этом Николаев также сравнил начало постановки этого вопроса с тем, «как прорабатываем по резерву мощности с повышающим коэффициентом по энергетике в части определенного нашего взаимодействия».

Тут тоже нужны пояснения. Речь идет про еще более острую борьбу в правительственных кругах за то, кто должен оплачивать неиспользуемую, но зарезервированную в договорах с электросетями энергию. Сейчас это бремя равномерно перераспределяется по всем потребителям, кроме физических лиц. «Россети» и «Минэнерго» хотят переложить основной вес на крупные и энергоемкие предприятия. В Волгоградской области речь, по сути идет о 3-4 заводах – том же алюминиевом, Волжском трубном и Волжском абразивном. Все они технологически подключены к Волжской ГЭС. Собственно, им и сейчас никто не мешает вообще не платить за резерв мощности, но это возможно только при заключении прямого двустороннего договора поставки с «Русгидро» (владелец ГЭС). А вот какие преференции и от кого могут побудить «Русгидро» пойти на такой шаг, конечно, интересно.

Важно понимать: вывод крупнейших предприятий с открытого рынка будет означать рост тарифов для всех остальных. То есть власти Волгоградской области, отстаивая интересы крупнейших структур, поддерживают рост тарифов для малого и среднего бизнеса.

Бесконечная история

 

То, что администрация Андрея Бочарова ценит отношения с монополистами и просто гигантами, часто в ущерб общему социально-экономическому состоянию региона, не новость.

Как и то, что вместо структурных вопросов решаются частные – такой ручной подход стал очевиден во время прошлогоднего визита в Волгоград Дениса Мантурова.
При этом разными темпами устаревающие гиганты (тот же подшипниковый тоже завод по нынешним меркам огромный – тут больше 2,2 тыс. сотрудников) в современной экономике с каждым годом отстают в эффективности. Кроме того, волгоградские производства исторически занимают не ту нишу, которая, даже при успешной работе самих предприятий, может принести хорошую динамику доходов бюджетам и жителям.

Владимир Кабанов напомнил, что волгоградская промышленность в послевоенные годы строилась для экономики передельного типа.

– Это экономика полуфабрикатов, которые потом в других регионах превращалась в продукцию. Были исключения в виде судостроительного и тракторного завода, которые имели особые условия, из-за чего их долго не модернизировали. Как тот же Челябинский тракторный, который оказался более молодым по оборудованию ко времени, когда всем сказали, спасибо, денег больше нет. Все было выжато, – поясняет Кабанов.

Рецепт, по слова Кабанова, не хитрый – надо помогать всем, «малые, средние, всем давать», особенно поддерживать современные производства. Такие в регионе появляются. Обычно в пример приводится производитель бытовой химии Grass (Волжский).

На общественном совете за закрытыми дверями обсуждали подготовку кадров для промышленности. Говорили много правильных слов про взаимную потребность прогнозируемого будущего. Как в эти благие цели поверят молодые специалисты, которые видят уровень зарплат на ЕПК «Волжский», неясно. Ну, или те, кто пришел работать на малое предприятие, но оно в одночасье стало нерентабельным, потому что власти продавили особые условия для конкурента-гиганта.

Кстати, Владимир Кабанов раскрыл статистику по трудоустройству выпускников ВолгГТУ. Сразу при получении диплома на работу устраиваются 79% выпускников. При этом 21% ни дня не работают в Волгоградской области, сразу уезжая в другие регионы. Надолго ли хватит действующего трудового ресурса с таким трендом, вопрос риторический.

И еще небольшая информация для размышления. Пока предварительная.
По сведениям «Волга-Каспий», Эдуард Кривов, практически тайно покинувший пост заместителя председателя облкомприроды, в ближайшие дни готовится заступить на аналогичную позицию в комитете промышленности и торговли. Источники в обладминистрации сообщают, что Кривов будет курировать энергетический комплекс.

 

 

 

 

 

 

 



Читать volga-kaspiy.ru в