Несмотря на громкий «уход» многих иностранных компаний из России в 2022 году, далеко не все из них закрыли свои представительства. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, в 2023 году в России остались 75,9% иностранных компаний – это не говоря уже о корпорациях, которые для нивелирования GR-рисков в своих странах используют «серые» схемы присутствия в стране, например, создание дочерних компаний, переименования, продажу долей российским учредителям. Количество крупных транснациональных корпораций, работающих сейчас на территории РФ, велико. Во многих секторах экономики они представлены. Помимо очевидных экономических плюсов и минусов от столь широкой представленности есть и неочевидный риск – это те ценности, которые они привносят под видом корпоративной культуры, навязывая их своим российским сотрудникам.
Влияние таких корпораций во всем мире настолько велико, что они являются полноправным субъектом формирования нового мирового порядка, в основе которого лежит глобализация и корпоратократия. Среднее количество сотрудников в таких компаниях доходит до 100 тысяч человек по всему земному шару, что кратно превышает численность населения некоторых стран. Какая же идеология царит в этих «государствах»? Будучи детищами западного мира, международные компании являются носителями либерально- западных ценностей, порой доведенных до абсурда: так, одним из фокусов в найме и «воспитании» сотрудников является акцент на так называемых «инклюзивности и многообразии» – термин “дайверсити» (diversity) за последние годы уверенно вошел в оборот HR-специалистов таких компаний. Сама идея что на рабочем месте могут принести пользу разные сотрудники, в том числе, например, люди с ограниченными возможностями, является безоговорочно правильной, и в России давно работает система квотирования рабочих мест для инвалидов. Но международные организации идут дальше и относят к понятию «инклюзивность» и иные «особенности» сотрудников – в том числе, принадлежность к тому или иному гендеру или сексуальная ориентация. Для того, чтобы продвигать культуру нетрадиционных для России ценностей, западные компании используют различные инструменты: онлайн- и офлайн-мероприятия, памятки и брошюры, корпоративное обучение, создают так называемые «ресурсные группы сотрудников», в которых «некаквсешные» сотрудники поддерживают друг друга. Достаточно посмотреть на сайт компании «Барилла Групп», крупнейшего продавца макаронных и мучных изделий, чьи товары представлены на полках крупных торговых сетей.
«Наш подход с самого начала заключался в том, чтобы прислушиваться к нашим сотрудникам и учиться у других ради ускорения нашего прогресса. Ресурсные группы сотрудников — это добровольные объединения, которые сотрудники Barilla организуют по всему миру с целью создания еще более инклюзивной корпоративной культуры и стимулирования изменений внутри компании для защиты прав людей с ограниченными возможностями здоровья, представителей сообщества ЛГБТК+ (Признано в России экстремистским и запрещено) и других социальных групп».
Это лишь один из примеров. Мы пообщались с сотрудницей другой крупной международной компании, работающей в FMCG-сегменте, реализующей в РФ продовольственные бренды. Приводим ее цитату: «Я работаю в компании N с 2014 года. Термин «инклюзивность и многообразие» впервые услышала в 2019 году – когда от головного офиса, расположенного во Франции, пришло приглашение на тренинг «Осознанная инклюзивность», где, помимо всего прочего, нам прочитали лекцию по различным сексуальным ориентациям. И, хотя сейчас в России все эти вещи не приветствуются, мы не можем их как-то избежать, потому что корпоративная социальная сеть у нас в компании одна на все страны, и там регулярно размещаются такие материалы». А если посчитать, сколько российских сотрудников трудоустроены в таких корпорациях, становится виден масштаб воздействия зарубежной пропаганды на наших граждан. Корпоративная культура – мощный инструмент управления трудовым коллективом. Человек, работая в компании и будучи погруженным в её корпоративную культуру, перенимает ценности компании и начинает идентифицировать себя с ними. Таким образом, мы имеем еще один инструмент воздействия на умы населения России, который не очевиден на первый взгляд и выявить который, находясь «снаружи», не так-то просто – остается надеяться только на сознательность граждан.