Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Каков порядок действий работодателя при смене фамилии у работника? Консультируют эксперты компании «Гарант»
Каков порядок действий работодателя при смене фамилии у работника? Консультируют эксперты компании «Гарант»
Фото:

Сотрудница ООО сменила фамилию в связи с регистрацией брака, ушла в отпуск по беременности и родам. Работодателем были внесены изменения в трудовую книжку и программу кадрового учета на основании свидетельства о регистрации брака и паспорта. Инспектор ФСС России требует от работодателя представить дополнительное соглашение с данным работником. Каков порядок действий работодателя при смене фамилии у работника? Нужно ли вносить изменения в трудовой договор, издавать приказ? Отвечает эксперт службы Правового Консалтинга компании “Гарант” Татьяна Синева.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: При смене фамилии работника работодатель должен внести изменения в трудовую книжку и личную карточку работника, а также поменять страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования работника. Вносить изменения в трудовой договор не надо, равно как и издавать приказ о смене фамилии работника.

1. Вопрос о внесении изменений в трудовой договор при изменении персональных данных работника прямо законодательством не урегулирован. В силу части первой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указывается фамилия работника. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения; трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями. Недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора (часть третья ст. 57 ТК РФ). В рассматриваемой ситуации, как мы поняли, в договоре отражена прежняя фамилия, поэтому правовых оснований говорить о необходимости внесения в него каких-либо изменений нет. Также трудовым законодательством не установлена обязанность работодателя по изданию приказа о смене фамилии работника. 2. Законом прямо предусмотрена обязанность работодателя в случае изменения сведений о работнике внести изменения только в трудовую книжку и личную карточку работника, а также поменять страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее – Инструкция), Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее – Указания), а также ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон N 27-ФЗ). В соответствии с п. 2.3 Инструкции изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся на основании паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов и со ссылкой на их номер и дату. Указанные изменения вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью работодателя или специально уполномоченного им лица и печатью работодателя (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225). Новая фамилия работницы записывается рядом с прежней там, где есть достаточно места для этого. На внутренней стороне обложки трудовой книжки проставляется лишь ссылка на документ, на основании которого изменена запись, например: “Свидетельство о заключении брака от ___, серия ___, номер ___”; никакого пояснения не требуется. Ссылка на паспорт не нужна, поскольку он не подтверждает изменение фамилии, а лишь фиксирует новую. При изменении сведений о работнике Указания предписывают внести соответствующие данные в личную карточку (форма N Т-2); новые данные заверяются подписью работника кадровой службы. Порядок внесения новых данных не описан. Однако, учитывая общие требования к исправлению первичных документов, содержащиеся в п. 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР (далее – Положение), а также правила изменения записей о фамилии, имени, отчестве и дате рождения в трудовых книжках, полагаем, что в личной карточке следует одной чертой зачеркнуть прежнюю фамилию работницы и рядом написать новую, сделать ссылку на свидетельство о браке, заверить изменения подписью работника кадровой службы. В случае изменения фамилии (имени, отчества) работника работодателю необходимо в сроки, предусмотренные ст. 11 Закона N 27-ФЗ, предоставить актуальные сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. В свою очередь, работник (застрахованное лицо) обязан предъявить работодателю (страхователю) документы, подтверждающие сведения о новой фамилии (имени, отчестве) и заполнить соответствующие формы (абзацы второй и четвертый п. 2 ст. 9, пп. 2, 6 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ). Нормативные правовые акты не обязывают работодателя вносить изменения в книгу учета движения трудовых книжек и лицевой счет (формы N Т-54 и N Т-54а). Но это целесообразно, так как названные документы применяются в течение всей трудовой деятельности работника. Если работодатель примет решение об изменении книги учета движения трудовых книжек и лицевого счета, он, на наш взгляд, вправе руководствоваться по аналогии п. 2.3 Инструкции.

Подготовлено по материалам системы Гарант.Официальный представитель по Волгоградской области Компания “Гарант – Викомэс”, тел.: (8442) 24-32-19, 24-32-20



Читать volga-kaspiy.ru в