![Порт Оля](https://volga-kaspiy.ru/wp-content/uploads/2024/02/news_06072015_125411-1024x603.jpg)
За первый губернаторский срок руководитель Астраханской области Игорь Бабушкин не смог реализовать те преференции, которые ему предоставил федеральный центр.
Источник в правительстве региона сообщил ИА «Волга-Каспий», что некоторые руководители подразделений «сидят на чемоданах» уже давно, поскольку в здании на улице Советская, 15 курсируют сообщения о смене то одного, то другого зама губернатора. Фактическая отставка председателя правительства Олега Князева была настолько ожидаема, что после скандального заседания «премьер» улетел в Москву, даже не попрощавшись.
При этом у самого губернатора, похоже, нет четкого понимания ни о развитии города Астрахань, ни о развитии региональной экономики и финансовой политики. Экономический потенциал региона, являющегося форпостом России на Каспии, фактически не используется Бабушкиным в решении внутренних региональных проблем.
Так, в середине января на совещании, посвященном развитию портовой инфраструктуры дельты Каспия и порта Оля, Игорь Юрьевич решил «поправить» помощника Президента РФ Левитина в прогнозных показателях, касающихся ввода в эксплуатацию портовых мощностей морского порта Оля и общего объема предполагаемой отгрузки в адрес Ирана. При этом официальный телеканал обрезал фразу губернатора, поэтому зрители не смогли оценить смелость мысли регионального руководителя.
Дело в том, что сообщения официальных СМИ из пула губернатора оперируют цифрами, озвученными разными чиновниками в разное время. При этом прогнозы по отгрузкам зачастую не совпадают. Например, в ведомствах прогнозируют отгрузку из портов Астрахани более 5 млн тонн продукции, однако в структуре отгрузки не совсем понятно, какие порты из 14 отгрузят какой объем. Иногда погрешность в прогнозах составляет от 1 до 2 млн тонн, поскольку не учитывается номенклатура грузов, способ их перевалки, тоннаж судна, которое перевозит, допустим, зерно.
Отсюда и частые упоминания Бабушкина в контексте российско-иранских экономических связей. Губернатору весьма импонировало его «международное положение». Однако ситуация с дноуглублением канала в дельте Волги затягивалась, и прохождение крупнотоннажных судов большой осадки откладывалось.
Федеральные власти не устраивала ситуация, при которой отгрузка грузов на суда малой осадки и в пределах 5 тысяч тонн (по зерновым) совсем не обеспечивала необходимый объем поставок в порт Ноушехр. Однако СВО изменила ситуацию к середине 2022 года, когда порты Ирана стали принимать российские суда.
Специалистам в области грузоперевозок известно, что у 14 портов Астрахани – разные хозяева, а также разновекторные задачи, которые решаются путем близкого общения с правительством Астраханской области.
Более того, уже в 2022 году стала активно прокачиваться тема активизации контейнерных перевозок в иранские порты. Было заключено соглашение между правительством Астраханской области и фондом «Мостазафан» о создании судоходной компании в Каспийском бассейне.
Однако иранская портовая инфраструктура по контейнерам была подготовлена лучше, а Россия же только закладывала четыре балкера, которые должны были к 2025 году выйти на рейд. Объемы дноуглубления в канале дельты Волги курировались региональным правительством, но отчеты по работам земснарядов от вице-губернаторов совсем не устраивали Левитина и напоминали игру в пинг-понг. Федеральное правительство требовало ускоренных темпов строительных работ на причальных стенках Оля и проходной возможности астраханских портов. При этом портовая инфраструктура в дельте Волги весьма растянута и сообщается еще и с железнодорожными ветками, что, собственно, и определяет логистические возможности транспортного коридора «Север-Юг».
Международный статус губернатора Астраханской области обернулся тяжелой ношей, поскольку крупные портовые игроки оказались не встроены во властную парадигму местной власти и не захотели решать вопросы местного значения. Так, в условиях Особой экономической зоны с льготами по налогообложению, порты находятся на особых условиях и доход в казну региона от них минимален. На губернаторе же лежит ответственность за все, что происходит в регионе, но за крупными инфраструктурными процессами он вынужден наблюдать со стороны.
2024 год для Бабушкина – предвыборный, но к нему он пришёл с набором местных проблем, поскольку бюджет Астраханской области не получил дополнительных трансфертов на развитие системы ЖКХ, дорог, решения местных проблем и так далее. Бабушкин отчитывается абсолютными цифрами, которые формируют региональные и федеральные игроки.
По опросам ИА “Волга-Каспий”, проведенном в Астрахани вчера, отставки Князева и его предшественников уже не влияют на умонастроения жителей и не могут далее выполнять роль «громоотвода» для губернатора.
Как заявил на днях авторитетный в городе депутат Евгений Дунаев по поводу отставки министра ЖКХ Дениса Капралова: «У нас все сети в Астрахани пришли в негодность, 90% износ. У нас засилье собак, масса сухих деревьев, вышек нет. У нас проблема с дорогами, с вывозом мусора – нужно менять договор с региональным оператором и Министерством строительства и ЖКХ».
Заметим, что никто в областной Думе особо на теме транспортного коридора «Север-Юг» не пиарится, поскольку понимают, что местный бюджет не получает от этого никакого профита. Спасением в этой кадровой и управленческой перестановке для региональной власти в этом году может стать порт Оля и его владелец , который имеет все необходимые ресурсы и мощности. Он сможет нарастить объемы отгрузок из подконтрольных портов и улучшит показатели в отчетах правительства Астраханской области.
По прогнозам политологов и аналитиков, Игорь Юрьевич Бабушкин может быть рекомендован АП на другую должность с повышением.