Выберите дату:

Август 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

«Гарант» отвечает на вопросы
«Гарант» отвечает на вопросы
Фото:

ООО создано путем реорганизации в форме преобразования из ЗАО (ЗАО прекратило деятельность, ООО начало деятельность).

Может ли подвергаться налоговым проверкам деятельность ЗАО (за прошлые периоды)? Если да, то в случае начисления штрафов и пеней обязано ли ООО их оплачивать?

Отвечают эксперты службы Правового Консалтинга

компании «Гарант» Степовая Яна и Кузьмина Анна

Пунктом 1 ст. 50 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником.

При этом п. 2 ст. 50 НК РФ установлено, что исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником (п. 3 ст. 50 НК РФ). При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).

Пункт 11 ст. 89 НК РФ предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Из Налогового кодекса РФ не следует, что камеральная или выездная налоговая проверка реорганизуемой организации может быть проведена только до момента реорганизации. С учетом того, что обязанность по уплате налогов и сборов переходит к правопреемнику этой организации, налоговый орган не лишен права проведения налоговой проверки правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица с соблюдением ограничений на проведение проверки, предусмотренных статьями 88 и 89 НК РФ.

Этот вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 N А82-4644/2007-14, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 N Ф04-2275/2008(3239-А27-15), Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 N 02АП-3749/2008, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 N 07АП-8504/10).

Таким образом, налоговая проверка реорганизованной организации может быть проведена и после завершения реорганизации. По результатам такой проверки налоговый орган может принять решение о доначислении налогов и начислении пеней за несвоевременную уплату налога.

Что касается штрафов, то правопреемник реорганизованного юридического лица обязан уплатить суммы штрафов только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации, о чем имеется соответствующее решение (абзац второй п. 2 ст. 50 НК РФ). В противном случае применение налоговых санкций в виде взыскания штрафов к правопреемнику реорганизованного юридического лица является неправомерным (постановления Президиума ВАС РФ от 17.02.2004 N 11489/03, ФАС Поволжского округа от 22.06.2006 N А12-28404/05, от 04.05.2010 N А12-18114/2009, ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2010 N А42-2023/2008, от 24.04.2006 N А66-4126/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2008 N Ф08-9013/07-3385А, ФАС Поволжского округа от 22.06.2006 N А12-28404/05, ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2006 N А82-7607/2005-29, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2002 N А19-6705/01-24-Ф02-3426/01-С1).

Подготовлено по материалам системы Гарант

Официальный представитель по Волгоградской области

Компания «Гарант – Викомэс»

Тел.: (8442) 24-32-19, 24-32-20


Оценить материал

Читать volga-kaspiy.ru в