
За последние два года российская Госдума приняла семнадцать законов об ужесточении уголовной ответственности за различные преступления. Правовых актов, смягчающих ответственность за нарушения УК РФ, оказалось принято в три раза меньше – всего пять.
Как сообщили ИА «Волга-Каспий» в пресс-службе Центра стратегических разработок (ЦСР), с августа 2014 по август 2016 года в Госдуму внесли 237 законопроектов по вопросам уголовного правосудия. Из них 88% предполагали ужесточение правовых норм. Впрочем, в итоге большинство проектов так и остались проектами – лишь 42 документа обрели статус полноценных законов.
«Ужесточающие» законопроекты вносились на рассмотрение в семь раз чаще, чем «смягчающие», однако при этом инициативы по усилению ответственности за отдельные виды преступлений в большинстве своём отклонялись – в то время как предложения о либерализации уголовного законодательства принимались почти в трети случаев. Это связано с большим количеством откровенно популистских и слишком радикальных проектов, в основном принадлежавших самим депутатам. В то время как документы, внесённые на рассмотрение президентом России Владимиром Путиным, правительством РФ и Верховным Судом, принимались в подавляющем большинстве случаев, то Совфед и Госдума зарекомендовали себя как конвейеры по производству заведомо провальных законопроектов. Из 39 предложений членов Совета Федерации приняты были лишь три, из 147 инициатив депутатов Госдумы – семнадцать.
По мнению аналитиков ЦСР, никакой системности в законотворческой деятельности российских властей за последние два года не было. «Нестройный хор субъектов законодательной власти предлагал свои идеи “кто в лес, кто – по дрова”. Фактически это были точечные, изолированные предложения, не связанные между собой, а иногда и противоречащие друг другу», – отмечают авторы исследования.
Заметную часть законодательных инициатив составляли скорее эмоциональные отклики на общественные события, нежели продуманные юридические документы. В итоге почти все такие «законопроекты быстрого реагирования» отправились в корзину.
Аналитики особо отмечают, что за последние два года резко возросло число законопроектов, направленных на усиление процессуальных позиций адвокатов и на ограничение использования такой меры пресечения, как заключение под стражу. Это свидетельствует о признании неравенства сторон защиты и обвинения в российской правовой системе, а также о наличии злоупотреблений и «перегибов» при определении меры пресечения. Как ни странно, почти все соответствующие инициативы были в конечном счёте отвергнуты.
Сергей Иванов