Выберите дату:

Апрель 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Горькая пилюля несбывшихся планов
Горькая пилюля несбывшихся планов
Фото:

Волга-Каспий

Газета «Цена вопроса», 14 апреля 2014 г.

Газета «Цена вопроса» провела собственное расследование и выяснила, что передача частнику «Волгофарма» – крупнейшей фармацевтической фирмы Волгоградской области может обернуться для региональных властей и населения огромными проблемами.


ПОПЫТКА ХАПНУТЬ

Вопрос о приватизации некоторых государственных унитарных предприятий стал проверкой на зрелость и порядочность не только для депутатов Волгоградской областной думы, но и для медицинского сообщества, в задачи которого входит и обеспечение лекарственными препаратами населения.
Мало кто знает, что при активном лоббировании приватизации ГУП «Волгофарм» экс-губернатором Сергеем Боженовым региональное министерство здравоохранения демонстрировало позицию тихого протеста. Что же касается депутатов… С одной стороны, народные избранники прекрасно понимали, что происходящее – чистейшей воды беспредел, а с другой… Они вели себя пассивно, избегая всяческих конфликтов и противостояний с одержимым идеей заполучить «Волгофарм» главой региона. А чиновники Минздрава, понятное дело, не могли повлиять на аппетиты окружения Боженова, тем более что в руководство компанией уже была введена дочь Сергея Анатольевича – Наталья Ильина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, родившимся в Майами и являющимся гражданином США.
Губернаторское лобби очень сильно влияло и на настроение депутатов, которые, собственно, и голосовали по принятию решения о приватизации «Волгофарма». Причем голосовали несколько раз! И, что удивительно, каждый раз многие из них голосовали по-разному. Кого-то окружение Боженова смогло уговорить, кого-то запугать, кого-то купить. Были и те, кто стояли на своем, будучи абсолютно уверены в том, что стратегия приватизации «Волгофарма» «по-боженовски» изначально ущербна. Достаточное число нардепов предлагали сохранить фармпредприятие за регионом. Физически это выглядело так: акционирование со 100-процентным пакетом государства. Но вопрос, к счастью, не успел получить трагического разрешения.

ПОКА НЕ ТОЧКА


До 2 апреля 2014 года споры о приватизации предприятия не утихали в коридорах власти. Но даже там мало кто понимал, что конкретно будет с крупнейшей аптечной сетью региона и для чего «Волгофарм» следует обязательно передать частнику…
2 апреля Боженов написал заявление об отставке. А уже 3 апреля врио губернатора Андрей Бочаров сделал заявление, которое должно было бы поставить точку в этой довольно грязной приватизационной истории. Цитируем Бочарова: «Пора остановиться! Мы продадим ГУПы, деньги проедим. Поставленным росчерком пера становишься соучастником процесса, а я не хочу этого». Этим заявлением против приватизации госпредприятий Андрей Иванович фактически приостановил процесс распродажи имущества региона. Приостановил….
Но точку, на наш взгляд, ставить рано. Дело в том, что программа приватизации нескольких госпредприятий была полностью увязана с формированием бюджета 2014 года и прогнозом его доходной части. Таким образом, отменяя приватизацию, необходимо делать существенные корректировки в бюджете, который, соответственно, недополучит 2 млрд 600 млн рублей. Немало…

А СМЫСЛ?


Разбираясь в хитросплетениях этой финансовой истории, корреспондент «ЦВ» пытался получить ответ на вопрос об экономической целесообразности приватизации госпредприятий. Если предприятия, намеченные к передаче в частные руки, убыточны, тогда приватизация их была бы логичной. Но ни овощная фирма «Заря», ни ГУП «Волгофарм» убыточными не были, хотя вопросы к эффективности управления данными компаниями у депутатов имелись. Может, тогда стоило бы притормозить приватизацию, поменять топ-менеджмент и сделать активы менее рискованными?! Ведь если и выставлять их на продажу, то уже приведя в порядок все дела: успешное предприятие с многомиллиардной выручкой и собственностью продать можно гораздо дороже!
Корреспондент «ЦВ» пообщался с экспертами в области здравоохранения и фармации и сделал вывод, что нынешний способ приватизации ГУП «Волгофарм» категорически не отвечал экономическим задачам региона и мог привести к потере предприятия и дополнительной финансовой нагрузке на бюджет в сфере поставок медикаментов социально незащищенным слоям населения. Так же возникали бы проблемы в работе с наркотическими веществами, которая находится на особом контроле и связана с определенными требованиями по хранению и доставке конечным получателям.

ПОПЫТКА РАЗОБРАТЬСЯ


Одним из «козырей» инициаторов скорейшей продажи «Волгофарма» частному инвестору служила для ряда депутатов дороговизна работы ГУП «Волгофарм» как централизованного операционного склада, который осуществляет логистику медикаментов. На заседаниях облдумы отмечалось, что реальная стоимость логистики (то есть движение товара через операционный склад в лечебные учреждения или аптеки) оценивается в 16-20 процентов от стоимости лекарственных средств, поставляемых по программам федерального дополнительного лекарственного обеспечения (далее – ДЛО) и регионального ДЛО. Реально же предприятие получает от этой деятельности порядка 7-8 процентов. Остальное (то есть 13 процентов) – это прямые убытки, которые покрывались из доходов госпредприятия. Таким образом, новый собственник просто откажется от предоставления услуг внутрирегиональной логистики медикаментов (ему это просто невыгодно), и эту функцию нужно будет обеспечивать государственной организации, например, какому-либо подразделению минздрава. Если рассуждать в абсолютных цифрах, то дополнительно придется на логистические услуги тратить еще по 40 млн. рублей.
Вторым, не менее важным аргументом являлось утверждение, что торговля медикаментами (и извлечение прибыли из этой торговли) не входит в задачи государственных органов и минздрава. Что же касается поставок наркотических препаратов (как правило, это морфины, обезболивающие препараты, позволяющие больным переносить операции), то утверждалось, что этот вопрос можно урегулировать, создав смежную структуру, за этот важный вопрос отвечающую.

С ЦИФРАМИ В РУКАХ


Специалисты, разбирающиеся в данной специфике (к примеру, депутаты-медики Цыбизова, Латышевская), понимали уязвимость создавшейся ситуации. Ведь нельзя выходить на реорганизацию крупнейшей складской и торговой сети, не создав дублирующего механизма, который бы гарантировал поставку «бюджетных» видов медикаментов по обязательствам перед населением. Работа же с наркосодержащими веществами должна и вовсе лицензироваться (процесс занимает около 6 месяцев), а устройство только одного нового специализированного хранилища для наркотиков обошлось бы казне в 10 миллионов рублей. Однако медики во власти хранили, как мы уже указывали, молчание. Каждый по своим соображениям. Или просто обеспечивая себе переизбрание в новый состав областной думы.
Теперь же, когда позиция нового губернатора «обнулила» ситуацию, многие могут и отказаться от прежней риторики. Вот тут и возникает главный вопрос: а какова стоимость приватизации? Грубо говоря, сколько получит бюджет от приватизации фармпредпрития?
Начнем с того, что оценочная стоимость ГУП «Волгофарм» колеблется сейчас в пределах 280 миллионов рублей. Это, несомненно, существенно ниже реальной стоимости активов, которая, по экспертным оценкам, начинается от 750 млн – 1 млрд. рублей. Но именно эта цена могла бы и остаться в качестве начальной, если бы Боженов через фракцию «Единой России» в Думе смог надавить на депутатов. Для этого Сергей Анатольевич планировал провести специальный закон, упрощающий процедуру оценки по представлению губернатора. Однако такой закон не прошел. Зато стал возможным план понижения стоимости активов предприятия путем создания убыточности торговой сети. Это довольно сложно, но… Есть административный ресурс, есть специально обученные бухгалтерия и аудит. Кстати, именно сейчас назначена независимая ревизия, которая даст весь расклад об экономическом состоянии предприятия.

ВЫВОДЫ


Если бы сработал план «Б» господина Боженова и его людям удалось бы искусственно угробить «Волгофарм», дополнительные затраты бюджета региона стали бы колоссальными. Было бы необходимо вновь создавать программное обеспечение для реализации программы ДЛО, а это около 5 млн рублей. В районах области еще потребуются помещения для работы с наркотическими препаратами (эту функцию ранее тоже выполнял Волгофарм).
Экспертные оценки сходятся в том, что помимо того, что еще необходимо найти сами помещения, их оборудование по требуемым стандартам обойдется около 500 тыс руб. каждое, с учетом числа районов это еще минимум 15 млн рублей.
Реальная стоимость активов «Волгофарма» (а это торговая сеть аптек и складов, транспорт, земельные участки, оборудование, товар, находящийся в обороте) оценивается специалистами в сумму до 1 млрд 500 млн рублей. Прибавьте к этому специально обученный персонал фармацевтов и провизоров – тысячи человек, которые являются неотъемлемой частью фармпредприятия, его золотым фондом. Вопрос начальной цены (если мы говорим о продаже актива) в этом случае очень актуален. Во всяком случае, лот стоимостью в 300 миллионов представляется уже с трудом. Таким образом, при приватизации ГУП «Волгофарм» возможно лишь сохранение контрольного пакета предприятия и продажа возможному инвестору небольшого пакета акций для инвестиций в торговую сеть, но при четком исполнении обязательств по социальным статьям расходов.
При всех расчетах полная продажа предприятия невозможна. Риски для региона настолько велики, что не окупятся никакими деньгами. Бюджет вновь будет должен создавать аналог ГУП «Волгофарм» и вновь вливать в него бюджетные средства. Кому нужны такие «качели», кроме тех, кто готов нажиться на неопределенности?

ЭМОЦИИ


В тревожном ожидании туманной приватизации работа «Волгогфарма» сегодня серьезно дестабилизирована. Сотрудники строят версии на будущее и вспоминают уроки прошлого. Наиболее «запомнившимся» коллективу из директоров предприятия является назначенный губернатором А.Г. Бровко А.А. Масленников, неверными управленческими решениями которого предприятие совершило практически смертельный прыжок в пропасть разорения. До настоящего времени длятся судебные разбирательства министерства здравоохранения Волгоградской области с Масленниковым с целью компенсации финансового ущерба, нанесенного им предприятию в период нахождения в должности директора. Вклад в развитие ГУП «Волгофарм» других директоров-назначенцев – А.И . Белоконя и С.П. Бирюкова переоценить невозможно в связи с тем, что они практически не руководили фармацевтическим предприятием, а являлись «особенными лицами» от губернатора, обеспечивая тихую, спокойную работу, а также своевременные выплаты «пожирнее» его родственникам.
Но у коллектива совсем иные задачи! ГУП «Волгофарм», имея статус государственного, является исполнителем целого ряда социально ориентированных функций в сфере лекарственного обеспечения на территории Волгоградской области. Наиболее важными из них являются лекарственное обеспечение лечебных учреждений и жителей Волгоградской области наркотическими средствами и психотропными веществами, а также распределение лекарственных препаратов по аптекам для федеральных и региональных льготников, изготовление лекарственных препаратов, отсутствующих в заводской практике, но востребованных, как правило, в педиатрии и гериатрии, постоянный контроль качества поступающего товара, особенно актуальный на фоне постоянной в масштабах страны проблемы фальсификации лекарственных средств.
На предприятии даже поговаривают, что после задуманной приватизации ГУП «Волгофарм» губернатором С.А. Боженовым на складах вообще не планировалось осуществлять фармацевтическую деятельность, они стали бы предметом раздела для заинтересованных транспортных снабженческих организаций для обустройства очередного логистического узла юга России, центра Вселенной по хранению мороженой рыбы (памятуя мореходное прошлое Боженова), или выращивания грибов в хорошо проветриваемых помещениях. Вариантов – море…

РЕАЛИИ


В связи с приватизацией ГУП «Волгофарм» в состояние дестабилизации введены ряд ключевых направлений дея-тельности данного предприятия по лекарственному снабжению жителей Волгоградской области.
Первое направление – обеспечение населения Волгоградской области наркотическими и психотропными лекарственными препаратами.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом ГУП «Волгофарм» является уполномоченной организацией по закупке, распределению и хранению наркотических средств и психотропных веществ для всех учреждений здравоохранения Волгоградской области (далее – уполномоченная организация).
В ходе приватизации ГУП «Волгофарм» в 2014 году пройдет процедуру разгосударствления предприятия, что повлечет за собой запрет на все виды деятельности в части оборота наркотиков на территории Волгоградской области.
В период с ноября 2013 года по февраль 2014 года министерством здравоохранения проработаны вопросы передачи функций уполномоченной организации какому-либо иному учреждению здравоохранения. Основополагающим моментом в этом вопросе является наличие у государственного учреждения специализированных помещений, приспособленных для осуществления фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотиков в объемах обеспечения для всего региона. По сути данные помещения представляют собой весьма укрепленные хранилища бункерного типа. В настоящее время таковыми помещениями на территории региона обладает только ГУП «Волгофарм».
Передача функций уполномоченной организации иному учреждению здравоохранения влечет за собой значительные финансовые и временные затраты на создание и ввод в эксплуатацию таких бункерных хранилищ и с высокой вероятностью может привести к срыву обеспечения жителей области наркотическими и психотропными лекарственными препаратами.
Второе весьма важное направление – деятельность ГУП «Волгофарм» как логистической организации по бесплатному и льготному лекарственному обеспечению федеральных и региональных льготников Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области не предусмотрено сохранение социально ориентированных функций за предприятиями, которые осуществляли их до начала приватизации. Министерством здравоохранения рассматриваются вопросы передачи функций логистической организации какой-либо иной коммерческой структуре.
Важно отметить, что передача логистических функций невозможна без передачи программных продуктов, позволяющих вести складской и аптечный учет и отпуск лекарственных препаратов. При этом увеличение процентов на оказание логистических услуг приведет к уменьшению количества финансовых средств, направляемых на закупку лекарственных препаратов для жителей области.
Третье направление – обеспечение жителей Волгоградской области лекарственными препаратами, в том числе бесплатными, через разветвленную, максимально приближенную к лечебным учреждениям сеть аптек ГУП «Волгофарм».
В настоящее время в сфере бесплатного и льготного лекарственного обеспечения создана и функционирует целостная логистическая система, включающая склад ГУП «Волгофарм» и аптечные организации. Участники данной системы в целях своевременного, оперативного лекарственного обеспечения населения региона эксплуатируют программные продукты, разработанные и сопровождаемые ГУП «Волгофарм». При этом большинство аптечных учреждений в данной системе принадлежат данному предприятию. Расходы на мероприятия, проводимые ГУП «Волгофарм» в целях обеспечения населения бесплатными лекарственными препаратами, в настоящее время зачастую приводят к отсутствию у предприятия какой-либо финансовой выгоды от участия в логистических услугах и являются для ГУП «Волгофарм» не коммерческой, а социально ориентированной функцией. В настоящее время второй такой оптовой фармацевтической организации с разветвленной аптечной сетью, которая могла бы выполнять весь спектр социально ориентированных функций по лекарственному обеспечению населения, на территории Волгоградской области НЕТ.

От редакции: Когда верстался номер, стало известно, что в кресло руководителя ГУП «Волгогфарм» вернулась прежний директор Наталья Божко.


Государственное унитарное предприятие «Волгофарм» образовано в 1992 г. путем реорганизации областного аптечного управления на базе областного аптечного склада и одной аптеки. В течение периода 1994-2014 гг. открыты еще 72 аптечных учреждения, в том числе 33 в г. Волгограде и 39 – в районах области, созданы представительства в г. Камышине и г. Элисте. За годы деятельности ГУП «Волгофарм» заняло лидирующие позиции на фармацевтическом рынке Волгоградской области. Предприятие сотрудничает с более чем 150 поставщиками, приоритетными среди них являются заводы – производители и национальные дистрибьюторы. Такое прямое взаимодействие позволяет обеспечить широкий ассортимент (почти 10000 наименований) лекарственных препаратов, предотвратить риск ввоза фальсифицированной и недоброкачественной продукции на территорию области и обеспечить конкурентоспособные цены. В своей деятельности ГУП «Волгофарм» применяет технологии, позволяющие автоматизировать, оптимизировать и ускорить сборку заказов для аптек. Доставка груза от поставщика до конечного потребителя осуществляется автотранспортом предприятия. Автопарк ГУП «Волгофарм» состоит из более пятидесяти единиц автотранспорта, обеспечивающих надлежащий температурный режим транспортировки перевозимых лекарств.
Предприятие снабжает медикаментами более 500 оптовых покупателей из Волгоградской, Астраханской областей, республики Калмыкия. Отгрузка осуществляется на договорной основе, к каждому покупателю применяется индивидуальный подход в сроках оплаты и ценообразования. С помощью программных средств отслеживается четкое выполнение логистической цепи от момента заявки до доставки товара покупателю согласно графику.
С 2003 года ГУП «Волгофарм» не использует банковских кредитов.


0
Оценить материал

Читать volga-kaspiy.ru в