Газета «Цена вопроса», 14 апреля 2014
Закрытие автомобильного моста через Волгу по плотине ГЭС, имеющего международное значение, всерьез рассматривается властями Волжского после тщетных попыток тамошнего муниципалитета передать комплекс в региональную собственность. Одним из инициаторов этого сенсационного заявления стал вице-спикер Волжской гордумы Виталий Кокшилов. С ним мы на днях и побеседовали…
– Виталий Александрович, почему вопрос о возможном закрытии проезда через мост так остро встал именно сейчас?
– Ремонт дорожного полотна на Волжской ГЭС всегда обходился волжанам недешево. До кризиса 2008 года мы могли справляться с этой нагрузкой, пока экспертиза не показала, что конструкции гидросооружения требуют капитального ремонта. Уже в 2010-м в этот самый ремонт было вложено около 30 миллионов рублей. Сейчас же для его финансирования и введения в строй системы водоотведения, по оценкам специалистов, требуется 490,2 млн. рублей, а также 38 млн. рублей ежегодно для поддержания элементов моста и очистных сооружений в надлежащем эксплуатационном состоянии. Все расчеты имеют должное документальное обоснование. Но средств на проведение работ нет, ведь доходная часть бюджета Волжского – среднего российского города – составляет около 2,5 млрд рублей.
– Тем не менее мост через Волгу на плотине Волжской ГЭС теперь не единственный. Надежды на его разгрузку наверняка были связаны с открытием пресловутого «танцующего» моста?…
– К сожалению, не предназначен для движения тяжелых грузовиков действующий мост через Ахтубу на пути к новому мостовому комплексу через Волгу. Поэтому дорога по плотине ГЭС продолжает оставаться безальтернативной для дальнобойщиков и является единственным связующим звеном лево- и правобережных районов Волги от Саратова до Астрахани. Средства для латания дыр и содержания такой загруженной дороги Волжский сможет найти – это порядка 1,2 млн. рублей в год, однако сегодня реальная эксплуатация моста через ГЭС становится небезопасной.
– Как депутаты видят возможное решение этой проблемы?
– Город безуспешно с 2005 года предпринимает попытки передать автодорожный мостовой переход через реку Волгу по Волжской ГЭС протяженностью 5696 метров в региональную собственность. Но на все обращения в правительство Волгоградской области муниципалитет получает категорический отказ, который не способны поколебать ни очевидные доводы, ни рекомендации Волгоградской областной Думы, поддержавшей власти Волжского. Это тем более удивительно, так как регион спокойно перекладывает на плечи своего бюджета содержание Второй и Третьей продольных магистралей Волгограда – по сути, одних из немногих дорог регионального центра. Мы рассчитывали также, что в период подготовки к чемпионату мира 2018 года регион заинтересуется нашими инфраструктурными объектами. Тогда капремонт мог бы в значительной степени профинансироваться с минимальным участием муниципалитета. Но свою «отказную» позицию в правительстве объясняют тем, что мостовой переход юридически считается дорогой местного значения: он расположен в границах городского округа, не соответствует ни одному из критериев автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, установленных в 2008 году постановлением администрации Волгоградской области. Нет, по мнению областных чиновников, и обоснований, чтобы отнести мост и к автодорогам федерального значения. Представьте себе, что по городской дороге за сутки проходит почти 23 тысячи автомобилей, две трети из которых – большегрузные!
– С вашей точки зрения, именно интенсивность движения позволяет признать эту дорогу – дорогой федерального значения?
– И интенсивность, которая не была предусмотрена при проектировании дороги, и география мест приписки пользователей, так сказать. Изо дня в день по мосту движется поток машин с номерными знаками Казахстана и государств Средней Азии, Калмыкии, Дагестана… Словом, практически всего ближнего и даже дальнего зарубежья. Между тем Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…» определяет автомобильную дорогу как «объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги». То есть земельный участок, на котором проложен асфальт, является неотъемлемым признаком автодороги. В нашем случае земельный участок, на котором располагается автодорожный мостовой комплекс Волжской ГЭС, находится в собственности Российской Федерации. Следовательно, на балансе городского округа состоит не сама автодорога, а ее конструктивно-технологические элементы. Но такой объект собственности муниципалитет иметь не может – фактически запрещает Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Такая собственность подлежит либо перепрофилированию, либо отчуждению.
– Но на сегодняшний день ситуация складывается не в пользу Волжского и горожан?
– Да, органы местного самоуправления оказались намертво прикованными к проблеме капитального ремонта мостового комплекса вплоть до утраты возможности исполнять предусмотренные законом полномочия. В этих обстоятельствах нам говорят, что дополнительные отчисления от акцизов, а это около 11-13 млн. рублей в 2014 году, позволят городскому округу «целевым образом аккумулировать средства на решение дорожных проблем» и повысят «результативность местных властей». При действующих нормативах отчислений, чтобы набрать нужную сумму, потребуется не меньше 50 лет. Волжский – крупнейший промышленный центр региона, и продолжение «навешивания» этой обузы на горожан будет иметь печальные последствия. Нам надо ремонтировать городские дороги. Сегодня из-за дефицитного бюджета могут закрыться 5 подростковых клубов, сократиться финансирование социально-молодежного комплекса «Свет»… То есть в городе достаточно проблем, на решение которых требуются средства.
– Если это автодорога местного значения, то получается, что город вправе, если она не отвечает техническим требованиям, её перекрыть?
– Считаю, что мы такими правами обладаем. Если на сегодняшний день это муниципальный объект, то и ответственность за его безопасность тоже несем мы. А если эту безопасность не имеем возможности обеспечить – должны ограничить движение. Показательно, что в ответах на обращения администрации Волжского должностные лица областного правительства, сохраняя юридическую корректность, не именуют дорожный мостовой комплекс «автодорогой». Не именуют – и тем не менее интерпретируют ситуацию так, как если бы он был автодорогой. Но представьте себе, что произойдет, если перед въездом на мост появится «кирпич»? Считаю, что регион должен найти менее болезненное решение этой проблемы. Мы рассчитываем на помощь руководителей федерального уровня. Но и у чиновников областного правительства остается возможность красиво выйти из ситуации, приурочив начало реконструкции моста через ГЭС к пуску строящегося