Выберите дату:

Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Председатель Волгоградской областной думы В.Ефимов: “Доверие между бизнесом и властью позволит смелее инвестировать в экономику”

Фото:

Волга-Каспий

 

Интерфакс, 07.08.2014

 

Власть Волгоградской области ведет работу над увеличением налоговой базы, чтобы преодолеть бюджетный дефицит. В этих целях инвесторам, приходящим в регион, стремятся обеспечить режим максимального благоприятствования. Кроме того, область активно ориентируется на участие в государственных программах, в пользу региона меняются отношения с федеральным центром – в рамках недавно состоявшихся бюджетных корректив федерация предоставила Волгоградской области около 10 млрд рублей финансовой поддержки. Вместе с тем, вопросы бюджетного планирования, напрямую влияющие на экономическое развитие субъекта, по-прежнему остаются острыми и актуальными. О социально-экономических перспективах Волгоградской области и приоритетах в законотворчестве рассказал в интервью агентству “Интерфакс-Юг” председатель Волгоградской областной думы Владимир Ефимов.

 

– Владимир Вячеславович, на протяжении долгого времени Волгоградская область испытывает дефицит бюджетных средств. Какие у региона бюджетные перспективы?

 

– C 2012 года изменился федеральный Налоговый кодекс в части уплаты налогов консолидированными группами налогоплательщиков. Это позволило хозяйствующим субъектам, входящим в консолидированную группу налогоплательщиков, платить налоги по месту локализации основных средств. В этой связи регион потерял достаточно большую, на мой взгляд, сумму налоговых доходов. Уже тогда, понимая произошедшее, я обратился к предыдущему губернатору с предложением выйти на уровень правительства, вплоть до президента, донести до него информацию, что с такой динамикой бюджет будет катастрофическим уже через полтора года. Что, в принципе, и произошло. К большому сожалению, предыдущий глава региона не проявил должной настойчивости в этом вопросе.

 

– Насколько сложно обеспечивать в бюджете сбалансированность доходов от экономики и расходов на социальную составляющую?

 

– Мы делаем все для сохранения основного приоритета – это наши социальные обязательства, выполнение указов президента по приведению уровня зарплат бюджетников в здравоохранении, образовании к среднему по экономике. Все это потребовало дополнительных финансовых источников, которыми стали кредиты. В начале 2014 года мы пришли к ситуации, когда бюджет был закредитован настолько, что рассчитаться по этим кредитам, имея такую налоговую перспективу, просто невозможно. Нагрузка по процентам на бюджет была колоссальная – ежегодно мы должны были платить 2,3 млрд рублей только одних процентов.

 

Перспективы доходной части бюджета полностью зависят от нашей налоговой базы. Если мы говорим о сельском хозяйстве, то, конечно, это восстановление объема и площадей под орошение. Это гарантированная урожайность. Если мы говорим о промышленной политике, то, конечно, это новое оборудование и государственные заказы – то, что нам удалось.

 

– Насколько важно находить взаимопонимание с крупными монополистами в вопросах тарифообразования?

 

Это крайне необходимо, но не всегда просто. Есть и камень преткновения: это определенное непонимание со стороны естественных монополистов – энергетиков, ссылка на какие-то правила, которые не позволяют сделать так, чтобы энергетики снизили тарифную нагрузку для наших предприятий. Если говорить, например, об алюминиевом заводе, энергетики потеряли 4 млрд выручки только от одной производственной площадки, не захотев получить чуть меньше. Хотя могли бы аппетиты свои снизить и получить хоть что-то.

 

Это в общем и целом “минус” и для энергетической отрасли, и для субъекта федерации. Люди потеряли работу, не получают зарплату, следовательно, в казну не поступает налог НДФЛ. Дать людям уверенность в завтрашнем дне, обеспечить занятость – вопрос социально и экономически очень значимый. Власть должна быть социально ответственной!

 

– При этом важно, чтобы в отрасль приходили специалисты. Обеспечено ли в регионе обучение кадров для промышленности?

 

– Конечно же, мы знаем, что кадры решают все! Задача подготовки профессионалов непроста, если учесть, что профессиональное образование в последние годы было несколько забыто, внимания ему явно уделялось недостаточно, модернизация не проводилась, в связи с чем материально-техническая база многих профучреждений оставляет желать лучшего, следовательно, страдает и уровень подготовки специалистов. Причиной упадка отрасли стало и падение престижа рабочих профессий. Многие стараются получить высшее образование, пусть даже по невостребованной на рынке труда специальности. Образуется дефицит рабочих кадров. Я рад, что ситуация начинает меняться, в первую очередь благодаря грамотной работе на местах, в самих учреждениях образования. Областная власть тоже не стоит в стороне. Впервые за много лет нам удалось добиться включения региона в программу модернизации профессионального образования на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. В вопросе подготовки кадров необходимо планомерное и эффективное взаимодействие учреждений профессионального образования и предприятий Волгограда, развитие социального партнерства. Положительный пример подобного сотрудничества есть, в частности, между ОАО “Волгограднефтемаш” и техникумом нефтяного и газового машиностроения. Производственники активно участвуют в подготовке кадров для своего предприятия, действует программа займов для выпускников техникума на приобретение жилья. И подобных примеров становится все больше, не случайно по итогам всероссийских конкурсов в сотню лучших учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования РФ входят учреждения нашего региона.

 

На специалистах, работающих на промышленных предприятиях, всегда держалась экономика региона, реализация социальных проектов государства. Областная дума сотрудничает с органами исполнительной власти и профсоюзами в целях повышения престижа рабочих и инженерных профессий, проводятся конкурсы профессионального мастерства. Целенаправленно готовя специалистов по востребованным специальностям для предприятий промышленности и аграрного сектора, мы понимаем, что они не уйдут с производства в таксисты или официанты. В выработке общих направлений работы по поддержке образовательных учреждений и подготовке необходимых специалистов важно объединить усилия власти, руководителей предприятий, образовательной сферы.

 

– Что делается в плане привлечения инвесторов?

 

– Создание собственных конкурентоспособных производств – приоритетное направление в работе для региональных властей, оно должно учитываться при формировании и распределении областного бюджета. Рад, что команда исполнительной власти региона ориентирована на этот приоритет, настроена идти по пути развития. Все необходимые ресурсы и возможности у Волгоградской области есть, регион обладает хорошим промышленным потенциалом. Однако без господдержки, без участия в федеральных программах, направленных на развитие инфраструктуры, в том числе и промышленной, региону будет сложно привлекать инвесторов. Поэтому нам необходим закон о государственном стратегическом планировании, работа над которым в настоящее время ведется. Сегодня мы обеспечиваем максимальные преференции каждому, кто приходит с инвестициями в регион. Плюс режим наибольшего благоприятствования во всех административно-хозяйственных вопросах.

 

У области должны быть новые партнеры, которые готовы инвестировать большие финансы. В первую очередь, это дороги и другие крупные инфраструктурные проекты, это модернизация ЖКХ, это строительство жилья. Это перспектива работы на 10-15 лет, а местами горизонт планирования должен уходить и за 20 лет.

 

– А управленческие кадры для этого есть?

 

– “Ремонт” исполнительной власти среднего уровня крайне необходим. Человек не должен просто сидеть и по инерции получать гарантированную заработную плату, если от него нет отдачи. Это одна из проблем, которая на сегодняшний день не в полной мере решена. И я уверен, что глава региона будет подходить к формированию рабочей структуры исключительно по профессиональному признаку.

 

Очень часто было такое, что человек приходит на уровень исполнителя в то или иное министерство, а ему говорят: “Ты готовь документы, но у нас денег нет. И не факт, что ты что-то получишь”. Потом закатывают глаза к небу и говорят: “Ну вот, нужно подумать”.

 

И человека подвигали либо к даче взятки, либо к какой-то заинтересованности: мы для тебя что-то сделаем, а ты для нас должен долю в бизнесе отдать или еще что-то. То есть это самое жуткое проявление коррупции, когда закон правильный и есть государственная поддержка, а на конкретном уровне возникает такой мерзавчик, который дискредитирует всю государственную машину. Самое главное, чтобы все это ушло в прошлое навсегда. Самый главный вопрос – это кадровая политика.

 

В этой части главное, чтобы государственный служащий нес гражданскую ответственность на выполнение в срок. Функция контроля у нас в думе реализована. Есть у нас инструменты контроля эффективности расходования государственных средств.

 

Есть у нас такие политики, которые через лесть какую-то, через преданный взгляд в глаза руководителя добивались тех или иных постов. Но потом кроме слова “команда” в реальной жизни ничего не происходило. И в данном случае, если мы говорим о командной работе, есть поручение – все сосредоточились на выполнении конкретной задачи, проанализировали сроки, качество участия каждого в решении задачи. И вот тогда это командная работа, слаженная командная ответственность и командный результат. Все остальное – это слова.

 

Поэтому пожелание всем тем, кто вчера хвалил Сергея Боженова, позавчера хвалил Анатолия Бровко (предыдущие губернаторы Волгоградской области – ИФ), позапозавчера хвалил еще кого-то, а при этом результат их деятельности для развития региона близок к нулю – объективно и честно оценивать ситуацию. Главное – верить реальной работе и конкретным делам.

 

– Что нужно для успешного участия в федеральных программах?

 

– Знание возможностей субъекта, каждой производственной единицы в субъекте, полная карта возможностей должны сыграть ключевую роль в загрузке наших производств. Тогда мы можем поставить задачу частному инвестору: куда проинвестировать, какой результат он может получить от этих инвестиций. А главное – какую пользу от инвестиций получит регион. Общая картина и обязательное участие в каждой государственной программе – это необходимость.

 

Если говорить о дорожном строительстве, не секрет, что действующая система тендеров и конкурсов – это бомба замедленного действия на многие годы. Выигрывая конкурс любой ценой, подрядная организация начинает экономить на качестве, начинает где-то что-то недокладывать. Это сложно проконтролировать, потому что процесс в динамике. И самое главное, что очень часто чиновники на местах лукавят и в условия конкурса закладывают то, что не приводит к безусловной ответственности подрядной организации. А если и приводит, то с подрядной организации просто нечего взять, а за свой счет она не может исправить. И зачастую эти организации являются МУПами. А вроде со своих брать не очень правильно.

 

Для государства очень важно, чтобы деньги отработали и чтобы нам в течение гарантийного срока опять не тратить эти средства на коммуникации, на тепловые сети, на дороги. И техническое обслуживание объекта за свой счет тоже должно стать предметом конкурса. Бывало и такое, что построили дорогу – все сбежали, а обслуживать ее некому. Или построили фонтан, а потом бегают и ищут, кто же будет его обслуживать, ремонтировать. Здесь необходимо поменять подход с точки зрения рациональной траты государственных ресурсов.

 

По направлению АПК, по всем инфраструктурным проектам, конечно, хотелось бы добиться софинансирования 10% (из регионального бюджета) на 90% (из федерального бюджета). Мы понимаем, что не по всем программам удастся такое соотношение провести. Но, по крайней мере, сдвинулись с мертвой точки.

 

– Одна из главных бед – это дороги. Были случаи, когда деньги выделялись, но расходовались нецелевым образом. Почему так происходило?

 

– Неоднозначность формулировок Бюджетного кодекса позволяет руководителю оперативно использовать остатки финансовых средств, если они сегодня не нужны. То есть это, конечно, вопрос маневра. Но вместе с тем нельзя, чтобы эти средства не были восстановлены. Целевой характер того же дорожного фонда определен законом. И если вы в отчетном периоде воспользовались этими средствами, то будьте любезны их восстановить на конец периода. Для любого источника деньги должны все равно быть потрачены в отрасли, если они “окрашены”.

 

Здесь, наверно, самым главным фактором является безответственность конкретного руководителя, конкретного министра и его заблуждения в том, что это может остаться безнаказанным. Пусть это будет жестко, но неотвратимость наказания по любой неэффективной, нецелевой трате должна быть реализована. Ведь те же вовремя не потраченные деньги на дороги привели так или иначе к авариям, возможным смертельным исходам. А жизнь человека оценить невозможно никакой суммой. Поэтому это равносильно посягательству на жизнь и здоровье человека. Здесь должно быть адекватное наказание, чтоб другим неповадно было.

 

Вот эта безответственность, расчет на то, что должность или партийная принадлежность спасет от ответственности – это иллюзия, которую необходимо развеять, вбить в голову каждому, что ответственность все – равно наступит и лучше до этого не доводить. Вот такая жесткая позиция сегодня у законодательного органа.

 

Не секрет, что у нас были очень напряженные, сложные отношения с предыдущим губернатором именно в этой части. И закон вроде хороший приняли, и дорожный фонд такой красивый, финансово наполненный. А где эти деньги? На конец года посмотрели и прослезились. Прежняя исполнительная власть ввела деньги в другое направление. Пострадал Волгоград, пострадали другие города, куда эти деньги должны были быть потрачены. Сейчас восстанавливаем все.

 

– Застарелая проблема, которая требует решения и финансовых вложений – ситуация с ветхим и аварийным жильем, сложившаяся в Волгограде и области…

 

– На территории региона 340 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в них проживает около 8,5 тысяч человек. Почти половина этих домов – 155 – находятся в Волгограде. Существенная часть жилого фонда Волгограда и области изношена и не соответствует техническим требованиям и стандартам. Нами неоднократно инициировались обращения в органы государственного жилищного надзора, в жилищную инспекцию, администрацию г. Волгограда о необходимости пересмотра принятых решений, ущемляющих права граждан, которые живут в домах, непригодных для проживания. Однако органами местного самоуправления и межведомственной комиссией, а также специализированными организациями, проводящими обследование, эти дома не признанны аварийными и ветхими. Только по Тракторозаводскому району Волгограда было сделано более 300 таких обращений, но безрезультатно. Один пример – в доме №13 по ул. Ладыгина разрушена кровля, деформирована кирпичная кладка. Однако чиновники администрации заявили о надлежащем техническом состоянии дома. Это бездействие уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, призванных принимать окончательное решение о состоянии жилья и степени его износа, возмутительно! Процедура признания жилья аварийным и ветхим осуществляется межведомственной комиссией. В Волгограде такая комиссия создана в каждом районе. Полагаю, что в сложившейся ситуации необходима объективная оценка состояния жилого фонда. Эту работу обязаны в кратчайшие сроки организовать и провести уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления. И уже с учетом данных объективных экспертных оценок необходимо пересмотреть региональную программу капитального ремонта и подпрограмму по переселению граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья. Достойные, безопасные условия проживания граждан должны быть обеспечены! Ведь президент РФ Владимир Путин обозначил сроки переселения граждан из ветхого и аварийного жилья – до 31 сентября 2017 года.

 

– Какие региональные инициативы за время работы последнего созыва Волгоградской областной Думы были поддержаны федеральными законодателями?

 

– В первую очередь, это, конечно, изменение ситуации для регионального бюджета по консолидированным группам налогоплательщиков – регион получил из федеральной казны реальные средства в качестве компенсации недополученных доходов по КГН. Второе – инициатива по содержанию учебников истории, по подходу, связанному с исторической памятью, с работой патриотических клубов, поисковых отрядов. Необходимо заниматься идеологией, чтобы поколение не было потерянным, как это на братской нашей Украине происходит. Значит, необходим иной подход к работе с молодежью.

 

На федеральном уровне нас стали лучше слушать. И в рамках Совета законодателей при Совете Федерации РФ, и в рамках Южно-Российской парламентской ассоциации. Очень много инициатив было принято. И изменения в федеральный бюджет были внесены. Это позитивный пласт работы, которую провело наше заксобрание. Нам не удалось пока поменять сознание естественных монополий – имеется в виду энергетическая отрасль, – чтобы поменять правила рынка в пользу крупных наших потребителей, чтобы реализовать новые проекты по энергоемким производствам.

 

– Запад грозит новыми санкциями. Как это может отразиться на Волгоградской области?

 

– Это новые возможности – об этом говорит президент нашей страны. Мы готовы сегодня региональную площадку, региональные кадры заточить под конкретную задачу. Для нас это шанс быстрыми темпами модернизировать старые производства и получить результат не только по линии военной промышленности, где мы традиционно сильны.

 

Потенциал Волгоградской области уникальный по сравнению с другими субъектами. Логистические возможности наши тоже уникальны. А уж если говорить об импортозамещении по мясу, молоку, овощам, у нас вообще нет никаких сомнений, что надо вкладывать миллиарды в инфраструктуру Волгоградской области для того, чтобы забыть про польские яблоки и груши, а тем более помидоры, виноград и прочее. Территориальные преимущества: огромное количество открытых источников воды, уникальные природные условия по солнцу, по почвенным показателям. И каждый, кто работает в этой отрасли сегодня, хотел бы понять, что с ним честно и открыто будут вести работу. Если пообещали компенсировать затраты на инфраструктуру, то это обещание необходимо выполнять. Доверие между бизнесом и властью позволит бизнесу более смело инвестировать в агропромышленный сектор.

 

Ну а по промышленному потенциалу у нас тоже сомнений никаких нет, что мы готовы к размещению любых производств по линии химической промышленности, металлургии, машиностроения. У нас все эти отрасли исторически сильны и по инфраструктуре, и по направлению кадров. У нас прекрасная университетская школа. Мы готовим специалистов на наши предприятия.

 

То есть, санкции – это определенный “плюс”?

 

– Я искренне верю, что для нас санкции станут определенным стимулом к выходу из расслабленного состояния богатой страны, которая за нефть и газ купила то, что нам нужно. Это шанс для того, чтобы вновь заработали заводы. Он делает нас независимыми, собранными. После этой модернизации мы пойдем завоевывать новые рынки. С нами будут искать сотрудничества другие страны так, как сейчас это есть по линии атомной промышленности, по линии ВПК – там, где мы всегда были независимы и сильны, потому что это стратегические отрасли. Сегодня стратегической отраслью является продовольственная безопасность.



Читать volga-kaspiy.ru в