Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

О бизнесе, материнстве, Госдуме и печенюшках…

Фото:

Волга-Каспий

Газета “Цена вопроса” №3, 30 мая 2014

Не так давно в школах Волгограда завершилась пристальная и, если хотите, пристрастная проверка организации питания учащихся. Инициировали ее депутаты городской Думы. И, хотя серьезных нарушений авторитетная инспекция не выявила, руководитель региональной общественной организации «Профессионалы социального питания и оздоровления города Волгограда и Волгоградской области» Арина Шейгеревич убеждена: нерешенных вопросов пока, к сожалению, больше, чем достижений.

– Арина Борисовна, а что вы имеете в виду, говоря о нерешенных вопросах?
– Списком оглашать или в порядке релевантности? Если списком – вы убежите, не дождавшись окончания моей пламенной речи, давайте говорить о главном…

– Давайте… Итак, главное на сегодня – это…
– Это культура потребления. Не в том смысле, что школяры не умеют ножом и вилкой пользоваться (а ведь зачастую не умеют), проблема в культуре потребления! То есть в том, что именно хотят видеть мальчишки и девчонки в своих тарелках. Наша общественная организация курирует многие аспекты сферы школьного питания, в том числе и вопрос пропаганды здорового питания в среде подрастающего поколения. Работы, конечно, непочатый край. Единой, выстроенной на всех уровнях взаимодействия с ребенком, системы пропаганды, к сожалению, нет. Да что там с ребенком, тут надо с родителями работать не меньше, а то и больше. Как вы считаете, нужно спрашивать ребенка, что он хочет съесть на завтрак? Вы спрашиваете свое чадо? Изредка все же, наверное, спрашиваете. Но большинство пап и мам в этом вопросе руководствуются собственными вкусовыми предпочтениями. А спрашивать надо! Если речь идет именно о школьном питании, то спрашивать надо всех: детей, учителей, врачей, родителей, и нас, и операторов детского питания.

– Вы спрашиваете?
– Разумеется! Причем практически ежедневно. Задавшись целью проанализировать текущую ситуацию в сфере школьного питания, почти три года назад мы внедрили проект «Мониторинг качества». Поначалу единственным направлением работы были опросы среди школьников. Анкетеры интересовались, нравится ли детям питание в столовой, какие блюда они предпочитают, а какие на дух не переносят, есть ли у них замечания к санитарно-гигиеническим параметрам организации питания. И кто бы мог подумать, именно на основании этих, пусть не всегда репрезентативных, данных специалистам удалось сдвинуть дело с мертвой точки и развернуть масштабную работу по совершенствованию системы.
Было проведено более 60 мониторингов, опрошено более 5000 человек и на основании полученной информации проведен ряд положительных изменений. Выяснилось, что сосиски – любимое блюдо школьников! Отказаться от них сложно, поэтому операторам питания были даны комплексные рекомендации по работе над этой позицией: смена производителя, ежедневный (!) контроль качества, документальная ответственность поставщика и прочее. Команда технологов активно работает над рецептурами «слабых» блюд: вместо рыбных котлет – рыбное суфле, подливы к сухим гарнирам, замена кофейного напитка на какао, эксперименты с печеночными блюдами. Корректировка ассортимента свободной продажи: обязательное наличие йогуртов, разно-образие соков, новые виды выпечки и т.д. Ежедневные улучшения на единственном сертифицированном комбинате школьного питания, налаживание логистических процессов и демонстрации результатов работы посредством открытых экскурсий.

– Ежедневный контроль качества? Это как?
– Очень просто. Сотрудники комбината ежедневно приходят в школы, куда операторы доставляют питание, и наблюдают, что и как едят дети. Затем беседуют со школьниками, интересуются – вкусно ли было, горячим ли попало блюдо к ним на стол, хватило ли пищи, чего бы хотелось еще. А еще ежедневный контроль качества – это… Вот мой мобильный, на него в день приходит до 4000 смс-сообщений.

– От поклонников? Вы – красивая, успешная женщина, так что…
– Нет, от подчиненных. Закупщики, к примеру, приобретают картофель. Остановились на конкретном продукте, оценили его качество, сфотографировали, прислали в чат, в который имеют доступ и сотрудники общественной организации, и операторы питания. Получили «добро». Затем свое мнение о купленном картофеле в онлайн-режиме высказывают кухонные работники, почистившие его и оценившие со своей позиции качество. Затем – повара, сварившие пюре. Далее – потребители-дети через опросы, о которых я говорила выше, ну и, наконец, директор школы, попробовавший по долгу службы готовый продукт. И так с каждым ингредиентом каждого блюда, каждый день…

– А школьники все равно хотят гамбургеры, пиццу и газировку!
– Хотят, к сожалению. Понимая это, мы и решили вплотную заняться той самой пропагандой здорового образа жизни. Что такое перловка или ячневая каша, племя молодое, незнакомое уже даже и не знает. И это – проблема не только региона и даже не только страны, это – мировой тренд, бороться с которым можно и нужно!

– Пропаганда здорового питания… Как же скучно это звучит!
– Отнюдь! Это непрекращающийся поток идей. К примеру, о том, как с помощью героев комикса «Неукротимый Геркулес и прекрасная Манна» привить детям любовь к каше; как, заручившись свежей морковкой, устроить «Самый громкий хруст»; как сделать борщ новым кумиром; как создать популярное и при этом полезное кафе для старшеклассников.

– Ну зачем вам все это? Вы же – предприниматель, занимаетесь бизнесом. Сделал дело, да – по всем правилам, да – без обмана и качественно, получил прибыль и … Знаете, Арина Борисовна, вас ведь можно даже в этаком лукавстве упрекнуть, в некоей спекуляции на детской теме.
– И упрекают! Но я категорически против расхожей фразы: это – бизнес, ничего личного… Я считаю, что все как раз наоборот. У бизнеса, а тем более у социально ответственного, должно быть человеческое лицо. В моем случае – лицо женское и, если хотите, материнское. Мне 38 лет, у меня семеро детей. Пятерых я родила сама – старшей дочери 17 лет, младшей – 5 месяцев. Еще двое сыновей – дети моего мужа от первого брака, а потому – детский вопрос для меня не является каким-то абстрактным, что ли…

– У бизнесвумен семеро детей! Я в шоке! Когда же вы все успеваете?
– А человек или успевает все, или не делает ничего. И семеро детей – не предел. Много деток – это же прекрасно! И вовсе не мешает мне руководить еще и рестораном «Шуры-Муры». Я счастлива в своей большой семье, а счастливый человек гораздо эффективнее в том деле, которому служит. Правда, не все это понимают… Недавно один волгоградский бизнесмен обращал на меня внимание властей – дескать, смотрите, она рожает! В наше время столько не рожают! Значит, не все с ней так просто!

– Но с вами действительно не все просто.
– А я вам больше скажу: со мной достаточно сложно. В том смысле, что люди, работающие в этой системе, должны по-настоящему любить свое дело, не воспринимать мой контроль как личное оскорбление и очень любить детей.

– И скольких же детей вы сегодня кормите?
– Бесплатное горячее питание в волгоградских школах положено детям из малообеспеченных семей и учащимся 1 – 11 классов, состоящим на учете у врача-фтизиатра. 24995 школьников заявлено в 2014 году на получение горячего питания из 81000 учащихся региона. На территории Волгограда действует 141 общеобразовательная школа. В 47 из них есть буфеты: строго заказанное количество порций операторы привозят в специальных термосах. В остальных 94 школах действуют столовые: здесь питание готовят на школьных производственных базах, но готовят не повара при МОУ, а сотрудники предприятий-операторов. Тех детей, которые не входят в категорию льготников, чьи родители платят за обед 35 рублей, – всего 2%. Остальные потребляют продукцию буфетов: булочка и чай – основной ассортимент. Огромное количество школьников бегает за питанием в соседний ларек. Шаурма, чипсы, кола… Страшно подумать, что еще они там покупают…
А питание в школах регламентировано строгими нормами: никакой пережарки, вторичного использования масла, котлет по-киевски и картофеля-фри. Вопрос проверки качества питания находится в компетенции также муниципальных властей. Для этого в администрации Волгограда создаются специальные комиссии, регулярно отслеживающие меню и качество блюд в школьных столовых. В ходе проверки особое внимание уделяется санитарному состоянию пищеблоков, наличию необходимого технологического оборудования, условиям хранения овощей и фруктов, качеству приготовления пищи.
Операторы питания и наша общественная организация, конечно, стремятся уложиться в заданные параметры, всегда изыскивается возможность что-то улучшить, придумать. Они обязаны кормить вкусно – ведь коммерсантов очень строго проверяют, поэтому у них нет права на ошибку, и тем более на некачественный продукт.

– И все равно бизнесменов то и дело пинают за все подряд. Говорят, что наживаются на школьном питании ну просто непомерно.
– Интересно, а вы знаете бизнесменов, которые пашут день и ночь исключительно из любви к искусству? Ну ладно – сами, а свой персонал тоже эфемерными лозунгами мотивируют? Конечно, бизнес есть бизнес, но давайте порассуждаем с цифрами в руках.
Итак, за питание каждого льготника бюджет платит 35 рублей в день. Из этой суммы только 20 рублей 50 копеек идут на продукты, а 14 рублей 50 копеек – на все остальное! На зарплату, увеличивающиеся налоги, транспортные расходы, расходы на кухонный инвентарь, посуду, коммунальные платежи, аренду школьных столовых, буфетов и оборудования, ремонт и накладные расходы. А главное – на весьма затратный и трудоемкий логистический процесс. До 2009 года операторы школьного питания в Волгограде были освобождены от договоров аренды помещений и оборудования. Затем аренду ввели вновь. Сейчас плату за аренду снова отменили, но вы же сами знаете, как поднялись цены на продукты.
Между прочим, в Волгограде самая низкая цена на школьные обеды среди городов России. Например , в Липецке стоимость питания на одного учащегося составляет 40 руб., в Тамбове — 50 руб., в Нижнем Новгороде — 78 руб., в Москве — 120 руб. В связи с непомерным ростом затрат мы в Волгограде вынуждены упрощать детский рацион, экономя на фруктах, молочных и мясных продуктах. А ведь сегодня наше меню дошло до минимально допустимого порога санитарно-эпидемиологических норм. На плечах операторов лежит еще закупка термооборудования для перевозки готовой продукции, которое должно подлежать замене каждые полгода, приобретение столовой посуды — на тарелках и стаканах, согласно требованиям Роспотребнадзора, не должно быть трещин и сколов. А потому, как ни крутись, питание в школе достаточно скудное из-за низкой цены.

– Но когда аренду отменили, сразу же высвободились деньги…
– И вы думаете, их в карман положили? Нет! Разница вернулась в тарелку детям. Операторы дополнительно предоставили детям соки, фрукты, йогурт и печенюшку. Пусть одну-две (а что вы хотели на 7 рублей?), но дополнительно!

– И все равно жалобы на школьное питание продолжают поступать в органы власти.
– И будут продолжать поступать, пока ситуация в этом вопросе не изменится в корне. А нюансов много. Хотите пример? В буфеты еду доставляют в термооборудовании. Но пока одна буфетчица накроет 300 порций, первая половина порций остынет. Раньше за 10 минут до конца урока еду быстро разносили дежурные старшеклассники. Теперь учеников во многих школах трогать запретили, а брать на 15 минут три раза в день своих сотрудников в каждую школу просто невозможно! Проблема? Проблема!

– Так как же решить череду этих разнообразных проблем?
– Осенью я была в Москве, в Госдуме на круглом столе для обсуждения законопроекта о социальном питании, куда нас пригласили как общественную организацию. Отметили, кстати, что мы первая общественная организация и это супер, попросили выступить, так как в основном были чиновники, а мы, так сказать, с «полей». Приятно, что слушали… Приятно было узнать, что в законопроект, который на сегодняшний день прошел уже два комитета и будет принят (тьфу, тьфу, тьфу) в начале 2015-го года, вошли и наши предложения. Они касаются льгот для операторов школьного питания на покупку оборудования, коммунальные платежи, аренду помещений и на проценты по кредитам.
Кстати, в столице очень удивились, узнав что еще совсем недавно с операторов школьного питания вообще брали деньги за аренду. Нигде больше в России подобного не происходило!

– С Госдумой все понятно! А местные власти вас слышат?
– Гм… Когда – больше, когда – меньше. Но, думаю, все срастется, ибо задача у нас стоит общая – здоровье и благополучие подрастающего поколения. А пока будем решать насущные проблемы. Впереди лето, время для раздумий, анализа и принятия единственно правильных решений!



Читать volga-kaspiy.ru в