На площадке ОНФ прошел круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития института нормирования в сфере госзакупок», – цитирует ИА «Волга-Каспий» официальный портал Общероссийского народного фронта. В дискуссии приняли участие представители Минэкономразвития, ФАС, региональных отраслевых ведомств, Контрольного управления президента РФ, объединений предпринимателей, общественных организаций, активисты и эксперты ОНФ.
Участники круглого стола обсудили вопросы нормирования затрат в сфере госзакупок для федерального, регионального и муниципального уровней, предложения по совершенствованию института нормирования.
В числе прозвучавших инициатив – централизация госзакупок всех уровней. Этот вопрос уже обсуждался Народным фронтом, в том числе на дискуссионной площадке «Общество и власть: прямой диалог» второго «Форума действий».
20 октября 2014 г. правительство приняло постановление «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений». Документ вступает в силу с 1 января 2015 г. До конца года кабмин должен выпустить аналогичный документ для регионального и муниципального уровней. При этом в абсолютных величинах нормируется лишь закупка автомобилей (от 1,5 до 2,5 млн руб.) и мобильной связи, остальное нужно рассчитывать по специальным формулам.
На втором «Форуме действий» ОНФ руководитель Контрольного управления президента Константин Чуйченко выступил с инициативой создания системы проведения таких закупок централизованным образом, так можно будет приобрести товары дешевле и легче проконтролировать сам закупочный процесс. «Сейчас каждый муниципалитет, каждое бюджетное учреждение проводит закупки самостоятельно. Непонятно, почему нельзя закупать автомобили сразу с помощью одной структуры, а потом раздавать разным ведомствам. Так можно будет получить скидку за счет большой партии, это дешевле для заказчиков и поможет сэкономить бюджетные деньги. Нужно, чтобы закупками занималось меньше структур, чем сейчас. Тогда этот процесс легче будет проконтролировать», – считает он. По мнению помощника президента, осуществляя закупки централизованно и под строгим контролем, можно сэкономить до 10% средств, которые тратятся из бюджета. Общая сумма закупок сейчас – между 11 и 12 трлн руб.
Заместитель министра – начальник управления государственных закупок Министерства конкурентной политики Калужской области Сергей Чериканов поделился опытом использования централизованной системы закупок в регионе. «Для Калужской области централизованная система традиционна. Большая часть затрат у нас сосредоточена на областном бюджете и централизуется на уровне областного заказчика. В отличие от других регионов, опыт которых мы изучали, у нас централизуются все аукционы и конкурсы, независимо от суммы. Также в определенной степени централизован муниципальный заказ – большинство муниципальных образований области работают через единую специализированную организацию – областное бюджетное учреждение, которое на безвозмездной основе оказывает свои услуги. Что это нам дает? Во-первых, снижение трудозатрат заказчиков, квалификационных требований к ним, предотвращение значительного количества неумышленных нарушений при проведении закупок и в какой-то степени – снижение коррупционных рисков. Помимо этого, у нас существует информационно-маркетинговый центр, который оказывает помощь заказчикам при определении номенклатуры товаров», – рассказал он, добавив, что в централизованной системе госзакупок в регионе задействованы 90 человек.
Участники встречи поинтересовались, на каких машинах ездят калужские министры в результате таких централизованных закупок, на что Чериканов ответил, что на одной из таких машин он как раз приехал на круглый стол – это семилетний «Фольксваген Пассат». Замминистра отметил, что в 2013 г. для руководства области закупались автомобили по цене не выше 2 млн руб.
Руководитель регионального исполкома ОНФ в Самарской области Владимир Марин также активно поддержал идею централизации закупок в регионах, подчеркнув, что это обеспечивает эффективную логистику, снижение цены за счет оптовых объемов. Наличие в правительстве региона Главного управления организации торгов, которое отвечает за все централизованные закупки, дает возможность контролировать данную деятельность, так как известно, с кого спрашивать за результат.
Заместитель начальника Контрольного управления президента РФ Валентин Летуновский, говоря о необходимости централизации в системе закупок, отметил, что этим должны заниматься обученные профессионалы, которые будут отвечать за каждый контракт. Необходимо поддержать тот импульс, который дал ОНФ обсуждению этой важной темы, и в дальнейшем продолжить эту работу. По его мнению, в частности, стоит отдельно изучить опыт проведения централизованных закупок не только в Калужской области, но в других регионах, обсудить нормы эксплуатации, амортизации, ценообразования и прочее и передать удачные практики тем, кто участвует в создании всей нормативной базы, касающейся комплексной системы нормирования. «Если мы это движение зададим и сделаем это правильно, то получим большой экономический эффект», – уверен Валентин Летуновский.
По итогам круглого стола решено обобщить предложения и направить их премьеру правительства Дмитрию Медведеву вместе с пожеланием организовать участие общественности в формировании системы нормирования и разработке нормативных актов, готовящихся сейчас кабинетом министров.
На площадке ОНФ обсудили вопрос централизации госзакупок
0