Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Дмитрий Борисов: “Федеральный закон №44 – это не только регламентация процедуры осуществления закупок, но и определенный уровень знаний участников контрактной системы”.

Фото:

Волга-Каспий

Контрактная система в сфере закупок – шаг в будущее. Миф или реальность?Под таким названием 23 – 25 апреля 2014 года в г. Москве проходил десятый юбилейный Всероссийский форум-выставка «ГОСЗАКАЗ – 2014», участие в котором приняли и специалисты-преподаватели кафедры госзакупок Академии бизнеса и управления собственностью (АБиУС). Подробнее о самом форуме рассказал в своем интервью участник форума – кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела госзакупок Российского учебно-делового центра «Развитие» и преподаватель-консультант АБиУС Дмитрий Борисов.

-Дмитрий Юрьевич, для кого и с какой целью был организован форум?
Форум-выставка 2014 года проводится в ответственный период реформирования рынка закупочных процедур в стране. С 1 января вступил в силу Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон коренным образом меняет всю систему государственных закупок: от планирования и размещения контрактов до их исполнения и контроля. Это и определило ключевую тему мероприятия: «Контрактная система в сфере закупок – шаг в будущее. Миф или реальность?». Московский международный выставочный центр «Крокус Экспо» собрал в конце апреля в своих стенах представителей крупнейших государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов и поставщиков. На открытии выступили мэр г. Москвы Сергей Собянин, Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, Президент Межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей» Андрей Поденок, Глава Департамента государственных закупок Службы государственного заказа Республики Корея Сангу Джи и многие другие. Форум в очередной раз стал площадкой для подведения итогов прошлого года, обмена опытом и мнениями между специалистами в сфере закупок, оценки эффективности нового законодательства.

-Несомненно, основная тема обсуждения – вступление в силу Федерального закона № 44 его применение. Какие первые результаты действия нового законодательства были отмечены на форуме?
Глава ФАС отметил, что на сферу госзакупок сегодня приходится около 15% российского ВВП. Игорь Артемьев, подчеркнул в своем выступлении, что созданная система дорогого стоит, потому как налогоплательщик видит, куда был потрачен каждый его рубль. Эта система беспрецендентна. В то же время, отметил он, необходимы еще усилия для повышения конкуренции в сфере госзаказа, для увеличения доли на этом рынке малых предприятий, а также для обеспечения эффективности работы системы госзаказа по всей цепочке. Наряду с хвалебными отзывами о прогрессивности закона о контрактной системе, участниками форума были высказаны замечания в отношении необоснованного усложнения процедур закупок и установления требований о согласовании закупок у единственного поставщика с контрольными органами, что никак не облегчает работу заказчиков. Кроме того, сокращение возможностей для заключения договоров у единственных поставщиков привело к росту конкурентных закупок на малые суммы, которые не вызывают интереса среди потенциальных поставщиков, и как следствие приводит к невозможности освоения бюджетных средств.

-Судя по всему закон требует доработок и внесения изменений, обсуждался ли этот вопрос на форуме?
Самой ожидаемой темой форума стало обсуждение вопроса о внесении изменений в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проект изменений был представлен Департаментом развития контрактной системы Минэкономразвития России. Ключевыми новеллами закона должны стать возможность всем заказчикам осуществлять закупки у единственного поставщика на суммы, не превышающие ста тысяч рублей, при этом в год допустимо заключать контракты на сумму не более 2 миллионов рублей (сейчас это 5% от совокупного годового объема закупок), а также обязанность заказчиков предусматривать в контрактах, заключаемых по итогам закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, условие об оплате поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в срок не позднее 30 дней с момента подписания документов о приемке товаров, работ, услуг.

-Уже сейчас известно, что с 1 января 2015 года заказчики должны будут перейти на электронную форму закупок, обсуждалась ли эта тема в Москве?
Конечно, вопросам внедрения электронных форм закупок в конкурсах, запросах котировок и запросов цен было отведено особое внимание. Докладчики утверждали, что данная работа будет проводиться поэтапно. В первую очередь на электронные закупки перейдут федеральные заказчики (с 01.01.2015 года), а в перспективе закупки остальных заказчиков также будут переведены в электронную форму. К тому же в связи с внедрением электронных форм закупок возрастает роль электронных площадок, которые, как и в случае с электронными аукционами, станут посредниками между заказчиками и участниками закупок.

-Позволяет ли новое законодательство внедрение каких-либо новых IT систем для использования в работе заказчиками?
Да, и мало того, участникам форума на рассмотрение были представлены несколько программных платформ предназначенных для обоснования начальной (максимальной) цены, поиска закупок, а также организации электронного документооборота между участниками закупочного процесса, которые призваны помочь и облегчить труд заказчика.
Федеральный закон №44 – это не только регламентация процедуры осуществления закупок, но и определенный уровень знаний участников контрактной системы.

Вам, как преподавателю, эта тема должна быть не менее интересна, чем практические аспекты применения законодательства.Обсуждался ли вопрос образования по контрактной системе?
Проблемам доступности и качества образования заказчиков было уделено особое внимание на форуме. Докладчики отметили, что повышенный спрос на образовательные услуги по повышению квалификации в сфере закупок вызвал рост предложений на рынке образовательных услуг. А это, к сожалению, привело к снижению качества обучения. Так многие образовательные учреждения в погоне за «длинным» рублем, не считаясь с разумной ценой подобной услуги, предлагают ее по заниженным ценам. При этом они зачастую не имеют необходимого опыта проведения подобного обучения и квалифицированных преподавателей. В итоге на выходе заказчик получает сотрудника с «корочкой», который лишь формально соответствует требованиям законодательства, но в реальности не готов к работе. Подобные явления привели к тому, что такие специалисты, не сумев разобраться в тонкостях законодательства, сразу увольняются с работы, поскольку считают себя не способными на выполнение его требований, либо нарушают его, тем самым причиняя имущественный вред, как самой организации, так и его сотрудникам, которые вынуждены платить повышенные штрафы.
-Как Академия бизнеса и управления собственностью решает вопросы повышения квалификации по этому направлению?
АБиУС выгодно отличает от других организаций сотрудничество с ведущими специалистами и институтами в сфере государственных закупок, наличие большого опыта повышения квалификации как в сфере размещения заказов (начиная с 2005 года), так и в сфере закупок (начиная с 2013 года), наличие квалифицированных преподавательских кадров, имеющих не только теоретическую подготовку, но и немалый стаж работы в сфере госзакупок. Работа кафедры госзакупок нацелена на повышение качества обучения и его практическую направленность. Наши образовательные программы постоянно обновляются в соответствии с потребностями заказчиков и изменениями в законодательстве. Кроме того, мы консультируем наших слушателей и после окончания обучения. Так на сайте Академии http://new.akbiz.ru/ создан специальный ресурс «Контрактная система в вопросах и ответах».
– Дмитрий Юрьевич, в завершении беседы, резюмируйте свои впечатления от участия в форуме.
Участие в форуме позволило всем участникам обсудить самые актуальные вопросы, связанные с реализацией элементов контактной системы, познакомиться с первыми успехами и неудачами в этой сфере. Лично для меня было интересно пообщаться с первыми лицами, ответственными за полноценную работу закона и задать им волнующие вопросы. Жаль, что вопросов пока слишком много, а времени на их разъяснение, наоборот, меньше, чем хотелось бы. Но мы будем продолжать следить за изменениями в законодательстве и рассказывать об этом как заказчикам, так и поставщикам. Как было отмечено на форуме, ажиотаж вокруг получения «корочек» прошел, теперь должно прийти осознание того, что необходимы реальные знания, которые позволят избежать проблем при осуществлении закупок. И мы, в лице специалистов Академии бизнеса и управления собственности готовы вам их дать.

Текст интервью предоставлен ИА “Волга-Каспий” пресс-службой АБиУС.



Читать volga-kaspiy.ru в