Выберите дату:

Декабрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя  
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Фото:

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики раскритиковал образовательные стандарты, предложенные Министерством образования – по его мнению, они устарели с точки зрения современной науки, написаны небрежно и не предполагают углубленного изучения школьных предметов.

«Волга-Каспий» сообщает – причиной недовольства Кузьминова стали проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной (с первого по четвертый класс) и основной (с пятого по девятый класс) школы. Предлагаемые стандарты устарели с точки зрения современной экономической науки и написаны небрежно –заявил  он в письме министру образования и науки Ольге Васильевой от 19 марта. Именно в этот день в Минобрнауки должно было пройти заседание, посвященное принятию этого проекта.

Напомним. ФГОС — обязательные требования для государственных школ, вузов и колледжей, на основе которых разрабатывается учебная программа и пишутся учебники. Согласно поручению президента, они должны систематически обновляться «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий» — и эти стандарты обсуждались и разрабатывались весь прошлый год.

По мнению Кузьминова, проект новых стандартов нуждается в доработке: сейчас он не предъявляет специальных требований к изучению предметов на углубленном уровне: «В требованиях к учебным планам возможность углубленных курсов не раскрыта. Значит ли это, что стандарт не дает возможности углубленного или ускоренного освоения образовательных программ?» — цитирует письмо ректора РБК.

Также он отмечает, что Минобрнауки хочет отказаться от проверки метапредметных знаний школьников после девятого класса во время государственной итоговой аттестации (ГИА) — это критическое, творческое и аналитическое мышление и т.д. Согласно новым стандартам, в оценке результатов, вместо «планируемых результатов», которые включают в себя как предметные, так и метапредметные результаты, оцениваются лишь  «предметные»: «Следует ли из этого, что метапредметные образовательные результаты исключены из перечня подлежащих оценке?» — задает вопрос Кузьминов.

В то же время некоторые понятия, которыми описываются индивидуальные результаты учащихся, не отражены в серьезных научных трудах и теоретически, и экспериментально не обоснованы – в их числе «социально значимые понятия», «субъективное и историческое время», «чувство личности» и «внутренняя позиция личности», — продолжает Кузьминов

В заключении ректор ВШЭ обращает внимание на «небрежность» проекта ФГОС по истории: здесь некоторые личности указаны с инициалами, а некоторые нет. Стандарты же по некоторым предметам вообще устарели: например, используемые понятия «производительный и непроизводительный труд» Кузьминов называет «конструктом советской политэкономии» — и потому хочет провести более тщательную экспертизу этих стандартов.

В пресс-службе Минобрнауки отметили, что уже изучили замечания и дадут ответ на них в ближайшее время. Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау также заявил, что видел новые стандарты – по его словам, метапредметные  результаты есть в проекте ФГОС и прописаны гораздо понятнее, чем в действующей редакции. Но инструменты их оценки не разработаны. «Новые стандарты — хороший повод заострить этот вопрос и приступить к разработке инструментария по оценке метапредметных результатов, тем более что многие из них лежат в одной плоскости с модными сейчас soft skills (комплексом навыков для успешного участия в рабочем процессе, высокой производительности, не связанных с предметными знаниями)» — прокомментировал он.

Что касается понятий «производительного и непроизводительного труда», Мау считает, что те должны быть сохранены – они исследовались на протяжении всей истории экономической мысли, от Аристотеля до Адама Смита. При этом во ФГОС не хватает других важных понятий, как то ВВП, инвестиции, спрос и предложение, занятость и безработица, акции и облигации и др. Но все это несложно исправить.

С критикой новых стандартов в понедельник, 19 марта, выступили около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов. Гильдия словесников (ассоциация филологов, основанная несколько лет назад) потребовала отказаться от предложенного жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы. По их мнению, ведомство перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия.

Негативно оценил новые стандарты и директор Федерального института развития образования Александр Асмолов – он обозвал их «стандартами юрского периода»:

— Если их примут, ученики будут завалены опытом прошлого и набором готовых рецептов, — прокомментировал он РБК.

Сами же авторы считают, что рассматриваемый проект ФГОС позволит «обеспечить не номинальное, а реальное единое образовательное пространство». «Излишняя вариативность» программ, которую защищают учителя литературы, увеличивает нагрузку на ребенка, например, при переходе из одной школы в другую, — отметили в министерстве.

Как бы то ни было, заседание, на котором должно было состояться утверждение изменений школьной программы, на 21 марта. Окончательная картина конфликта станет яснее уже сегодня.

Михаил Ланский