Выберите дату:

Май 2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Ректор МГУ назвал ошибкой введение бакалавриата
Фото:

Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий назвал ошибкой введение двухступенчатого обучения в вузах. По его мнению, переход на Болонскую систему высшего образования стал причиной снижения квалификации выпускников, поскольку программы бакалавриата, которые длятся четыре, а иногда и три года, становятся слишком общими.

«Не удержусь и ещё раз скажу. Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырехлетнее образование в высшей школе. Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты», – цитирует ТАСС выступление ректора на конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес», проходившего на площадке МГУ.

Виктор Садовничий также подчеркнул, что в России существуют проблемы с сопряжением профессиональных стандартов среднего и высшего образования. На сегодняшний день насчитывается около 850 таких стандартов, однако, с точки зрения ректора МГУ, они не соответствуют требованиям времени, так как фиксируют вчерашние или сегодняшние трудовые функции работника, игнорируя грядущие потребности будущих специалистов.

Академик заявил, что уже обратился в Министерство образование и науки с просьбой внимательно следить за этим процессом. «Мы поставили этот вопрос перед министерством, перед соответствующими органами. Надо в ближайшее время подумать, как готовить высшее образование и профессиональное и быть первыми», – добавил Садовничий.

Болонская система – единое пространство высшего образования европейских стран, предполагающее двухступенчатую систему обучения (бакалавриат и магистратура), сопоставимую систему научных степеней и документов об образовании, а также критериев и методологии обучения. Официальной датой начала Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года, Россия присоединилась к нему в сентябре 2003 года.

«Болонизация» вузов вызвала большое количество критики не только в России, но и за рубежом. В качестве отрицательных процессов реформы отмечали снижение уровня высшего образования, фрагментацию знаний выпускников и невозможность формирования у них критического и аналитического мышления, а также путаницу в формальной и содержательной сторонах учебного процесса.

В частности, российский журналист и публицист Анатолий Вассерман в одном из интервью заявил, что Болонская система – это «преступление против человечества».

«Болонская система переворачивает образование с ног на голову, – заявил Вассерман. – Для получения титула бакалавра приходится четыре года заучивать практические профессиональные рецепты, не зная стоящей за ними теории. Магистром можно стать после двух лет углублённого изучения теории, когда немалая доля практических рецептов уже полузабыта из-за неупотребления. Таким образом, за шесть лет усваивается меньше, чем при классической системе за пять.

Болонизация нашей страны вдвойне преступна. Она ведётся под лозунгом признания на Западе наших дипломов. Но может ли нынешняя Россия тратить силы и средства на то, чтобы её лучшие умы сразу после обучения покидали страну, не сделав для неё ничего полезного? Я уж и не говорю о том, что наши специалисты востребованы на Западе именно потому, что там уже вкусили многие?– хотя пока далеко не все?– горькие плоды болонизации. Как только мы ухудшим своё образование до европейского уровня, окажемся там никому не нужны».

 

Наталья Маевская



Читать volga-kaspiy.ru в