За последние годы среди современных родителей прогрессирует идея домашнего обучения: ребенок не посещает школу, занимается дома, а отчитывается только с некоторой периодичностью, чтобы в итоге получить диплом. Корреспонденты ИА «Волга-Каспий» узнали, по какой причине в семьях выбирают такой метод обучения, и что по этому поводу думают специалисты.
Героини нашего материала – жительница Волжского Наталия Неделенко и ее 12-летняя дочь Саша: семья выбрала для девочки именно внешкольный метод образования.
Первая причина, по которой семья решила остановиться на таком формате, – нежелание быть привязанными к одному городу.
С первого класса Саша ходила в обычную волжскую школу. Лето перед четвертым классом семья Неделенко проводила в Краснодаре, и когда они поняли, что наступает учебный год, а возвращаться в родной Волжский желания нет, было принято решение обучать Сашу самостоятельно. Она продолжала числиться за образовательным учреждением: руководство пошло навстречу и не восприняло в штыки желание родителей. Саша месяц училась самостоятельно, а месяц посещала класс вместе со сверстниками, но ее, по просьбе мамы, не тестировали и не опрашивали.
Для того, чтобы давать дочери знания вне стен школы, Наталия в Краснодаре нашла учителя, которая услышала просьбы родителей Саши и помогала освоить ей школьную программу через игры и обычные бытовые ситуации.
– Для меня было важно, чтобы у ребенка был интерес познания, чтобы это было любопытно, чтобы учитель не работал по системе «я тебе дам, и ты узнаешь». Я познакомилась с девушкой, которая заинтересована именно такой системой обучения. Она занималась с Сашей каждый день по 2-3 часа, но занятия проходили в формате «практики жизни»: когда они что-то вместе готовили, они изучали что такое литр или килограмм, много читали на улице, а воссоздавая в игре магазин, они изучали математику. Все проходило в игровой форме, – рассказывает Наталия.
Уже тогда репетитор Саши отметила, что знания девочки за 1-3 классы были не на нужном уровне, то есть ученица зазубрила, но мало что поняла. Да и сама Саша призналась, что обучение вне школьных стен ей намного интереснее.
Именно обучение в четвертом классе, которое проходило в свободном формате, со слов мамы школьницы, очень раскрепостило девочку. Она перестала бояться ответов в школе, перестала бояться сказанного неправильного ответа. Саша могла выбирать, когда она идет в школу, а когда может остаться дома. И, на удивление семьи, прогуливать уроки желание возникало все реже.
– В школе, к сожалению, есть уставные рамки, что если ты ответил неправильно – тебя засмеют, если перед учителем сделаешь ошибку – получишь двойку. Такие ограничения и рамки сковывают сознание и не дают возможности свободного ответа, – отметила Наталия.
Когда уже нужно было переходить в следующий класс, девочка сказала, что получать знания в школе ей не интересно. После этого мама школьницы стала искать школы дистанционного обучения, которые могли бы «удовлетворить требования семьи», но до сих пор подходящего варианта так и не нашлось. Именно поэтому семья нашла педагогов, которые занимаются с ребенком в том формате, который интересен в первую очередь ему.
Наталия призналась, что иногда ей хочется сдаться, потому зачастую найти хорошего педагога для ребенка не так просто. Волжанка прокомментировала, что она ни в коем случае не против школы и пока не знает, какой метод обучения она выберет для своей второй дочки.
Вопрос, как такой метод обучения может повлиять на ребенка, корреспонденты ИА «Волга-Каспий» адресовали психологу Зюлиной Наталье, которая отметила, что в словосочетании «семейное образование» – много «неясности, тревоги, но и надежд». К сожалению, не у всех есть возможность обеспечить детей репетиторами, стоимость услуг которых зачастую довольно велика. Именно поэтому психолог обращает внимание тех, кто собирается самостоятельно заниматься обучением детей, что это задача не из легких.
– На мой взгляд, такая форма образования вполне имеет место быть, но имеет ряд своих особенностей. Мама теперь не только мама, но ещё и учитель. Совмещать две роли трудно, когда в семье слабые границы. Маме необходимо самой готовиться к урокам и подготовка занимает не меньше времени. В помощь родителям интернет-сервисы, где можно скачать необходимый материал по выбранной программе. Важно, чтобы ребенок имел возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома. У взрослого, организующего данное обучение, тоже должна быть возможность заниматься профилактикой эмоционального выгорания. В этом поможет поход к психологу. Считаю этот вариант обучения хорошим для детей высокочувствительных, творческих, которым трудно быть в рамках жёсткой учебной программы, – прокомментировала психолог.
Сейчас не так много родителей понимают домашнее образование для школьников, ссылаясь на отсутствие свободного времени и дороговизну услуг репетиторов.
– Встречала таких людей, у которых дети учатся на домашнем обучении, но сама эту идею не поддерживаю. Допускаю домашнее обучение в случае особенностей физического или психологического здоровья. Рядовому ребенку это не подойдет – детям нужен социум, живое общение. Да и для обеспечения качественного образования на дому нужны или неработающие родители, или репетиторы – и то, и другое – серьезная дыра в бюджете. Тоже не каждому по карману, – прокомментировала жительница Волгограда Светлана Морозова, воспитывающая двоих детей.
Домашнее обучение все больше набирает популярность среди родителей, воспитывающих школьников. Мнение наших героинь и психолога еще раз подтверждает, что решая учить ребенка вне стен учебного учреждения, важно грамотно рассчитывать время и собственные средства, а также ориентироваться на желание самого школьника.