О главном
Четверг, 29 Март 2018 12:02

Новые образовательные стандарты могут спровоцировать коррупцию

Новые образовательные стандарты могут спровоцировать коррупцию фото: globallookpress

Члены Российской Академии Наук не одобрили новые образовательные стандарты – по их мнению, то, какими их подготовили в Министерстве образования,  грозит конфликтом интересов и снижает эффективность обучения. Академики предложили сделать работу над стандартами более прозрачной, создав площадку для обсуждения ФГОС.

«Волга-Каспий» сообщает – 28 марта РАН обратилась в Министерство образования и науки с просьбой создать единую площадку для обсуждения новых образовательных стандартов (ФГОС) для того, чтобы конфликта интересов и коррупционных рисков при их подготовке.

- В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой примерно 90% авторов учебников задействованы в подготовке ФГОС, что создает возможность конфликта интересов, повышает коррупционные риски и снижает эффективность образования, - прокомментировал журналистам вице-президент РАН Юрий Балега. По его мнению, новые стандарты, предложенные министерством, могут породить ситуации, при которых экспертиза может быть использована для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ. Ярким примером может послужить исключение из федерального перечня учебников по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, пособия по системе развивающего развития Леонида Занкова и учебника по русскому языку Светланы Львовой:

- РАН отсекли от участия в экспертизе учебников, а мы бы хотели, чтобы все стороны могли максимально участвовать в этой работе, - назвал причины обращения Балега.

Напомним. ФГОС — обязательные требования для государственных школ, вузов и колледжей, на основе которых разрабатывается учебная программа и пишутся учебники. Согласно поручению президента, они должны систематически обновляться «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий» - и эти стандарты обсуждались и разрабатывались весь прошлый год.

В своем обращении Юрий Балега также отметил, что помимо общественного обсуждения стандартов, не лишним будет публиковать на сайте Минобрнауки результаты экспертиз для формирования нового федерального перечня учебников. А ранее глава министерства Ольга Васильева заявила, что должны быть созданы базовые линейки школьных пособий, где количество учебников по одному предмету должно быть сокращено до двух-четырех. (в федеральном российском перечне на сегодняшний день 1377 учебников, только по русскому языку их 82, по литературе и по английскому – по 81)

Академик предложил установить требования и «контроль независимости групп экспертов», которые участвуют в работе над учебниками и ФГОС, ввести антикоррупционные процедуры для борьбы с лоббированием своих коммерческих интересов издательствами (напомним, сейчас предложенным ФГОС удовлетворяют лишь учебники «Просвещения») и создать независимый совет, который будет разрешать споры. Отбирать лучшие учебники, по мнению Балеги, стоит постоянно, учитывая последние открытия и достижения науки – это повысит качество образовательного процесса:

- РАН считает, что реализация данного комплекса мер позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество, — так заканчивается письмо академика.

Интересно, что в Минобрнауки пока не подтвердили получения письма

Напомним, предложенные ФГОС вызвали шквал критиков не только со стороны экспертного сообщества, но и от рядовых учителей литературы, методистов и преподавателей вузов. Так, гильдия словесников потребовала отказаться от жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы, особенно негативно оценил новые стандарты ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов – по его словам, новоизобретенные ФГОС устарели по многим показателям: они не предполагают ни углубленного, ни ускоренного изучения предметов, перечеркивают современные тренды и веяния в образовательном процессе и не учитывают метапредметных знаний. Он также отметил, что проект нуждается в сильной доработке.

Кроме того, новые стандарты подгоняются под продукцию лишь одного издательства «Просвещение», и в Федеральном перечне учебников останется лишь продукция близкого друга Ольги Васильевой – президента АО «Издательство «Просвещение» Владимира Узуна. На остальные учебники уже есть негативная рецензия РАО. И при всем этом у документа такого уровня отсутствует авторский коллектив и его руководитель – никто не может однозначно назвать имена ответственных за их составление. Всплывают версии о двух, или трех педагогических университетах, а также  - о бывших институтах Российской академии образования, об институте педагогических измерений, кто-то об отдельных «героях» разработки. И факт, что в этих стандартах нет единства, взаимосвязи и преемственности личностных, метапредметных и предметных результатов, внушает не очень радостные перспективы.

В профильном ведомстве проекты ФГОС обсудили 21 марта – по словам Ольги Васильевой, предложенные ими стандарты стали результатом большой работы. Министр пояснила, что в процессе доработки действующих ФГОС общая концепция стандартов не менялась и требования основных образовательных программ  были сохранены и учтены. По итогам голосования был принят ФГОС для начального образования (1–4 классы) = стандарты для средней школы будет доработан – предложения вносились вплоть до 28 марта.

Михаил Ланский

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Происшествия

20 августа Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев снял с должности...
39-летний астраханец, получив отказ от возлюбленной, угнал...
9 июля в Волгоградской области бесследно исчез 36-летний Андрей...
Управление по вопросам миграции обнаружили на полях в...
Прокуратура Краснооктябрьского района вступилась за 8-летнего...
  Сотрудник собственной безопасности дагестанской полиции и...
Таможенники с начала года выявили в Волгоградской области 892...
Вечером в Волгограде сломался автобус №65. Как сообщили в мэрии,...
Группа разминирования подорвала артиллерийский снаряд 45...
Следователи Енотаевского района завели дело на 36-летнего...
Яндекс.Метрика