Уволенные сотрудники волгоградской филармонии заявили об упадке культуры

Фото:

18 октября в пресс-центре Волга прошла конференция с участием сокращенных артистов областной филармонии. Собравшиеся сделали упор на развале волгоградской культуры и уничтожении культурных ценностей региона. О том, что происходит с учреждением, в материале ИА «Волга-Каспий»


 

На широко растиражированную встречу в пресс-центре Волга собралось не более 30 человек. Спикерами выступили артистка ансамбля «Вишневый сад»: Татьяна ШереметеваАндрей Козлов, худрук ансамбля; Елизавета Козлова, администратор филармонии и Владислав Коваль, член союза художников России, высказавшийся как независимый эксперт.

Открывая встречу, Татьяна Шереметева отметила, что хотела бы донести до общественности большой пласт информации – о реорганизации областной филармонии, новом руководстве и о статусе культуры в целом. Напомним, поводом встречи артисты назвали сокращение 240 работников филармонии, официально – связанное с реорганизацией учреждения, а на деле – с увольнением неугодных артистов и экономией средств.

В качестве примера артисты рассказывали о работе салона «Вишневый сад», созданного артистами целиком  на свои средства и своими усилиями – по их словам, приходилось самим покупать аппаратуру и организовывать себе концертную площадку. В салоне принимали участие такие известные деятели культуры и искусства как певец из Зальцбурга Борис Рубашкин, поэт и писатель Владимир Овчинцев, художник Владислав Коваль, писатель Евгений Лукин и другие.

Худрук ансамбля «Вишневый сад» Андрей Козлов заявил, что ансамбль под его руководствомвсегда выполнял госзаказ – это 1 выездной концерт в месяц, и определенное количество зрителей (около тысячи) в год. Зал при этом заполняли полностью – несмотря на то, что филармония не помогала им с рекламой. По словам артистов, в июне они дали 7 выездных концерта и 1 по госзаданию. Работал салон на протяжении трех лет – и теперь он оказался не нужен и не востребован:

У нас были программа, посвященная 200-летию со дня рождения Лермонтова, выступление Бориса Рубашкина, программа, посвященная памяти Эльдара Рязанова, программа, посвященная Сергею Есенину – мы  все этот аранжировали, обеспечивали инструментами, помещением, костюмами, – и это все оказалось не нужным, – поделился худрук ансамбля Андрей Козлов.

Говоря о «ненужном», Андрей Козлов подразумевает реорганизацю областной филармонии, – согласно постановлению губернатора области от 4 июля – нынешняя филармония станет агентством по проведению культурно-массовых мероприятий, и затем будет организована новая, уже городская филармония. Явившиеся на пресс-конференцию артисты предположили, что эта реорганизация ничем не подкреплена, и направлена больше на разгон неугодных работников, прикрываясь нарушениями и нехваткой средств. По их словам, сократили большую часть филармонии – около 240 человек – некоторые коллективы пустили под нож целиком, администраторов уволили всех до единого. Некоторых, впрочем, позвали в новое учреждение – но не на оклад, а на самоокупаемость – проценты от продаж билетов. И дали задание – зарабатывать, в частности, «Вишневому саду», по словам Шереметевой, чтобы набрать на зарплату 5 артистам, необходимов месяц дать концертов с выручкой почти на 110 тысяч рублей. А чем больше людей в ансамбле, тем выше порог – в некоторых коллективах народу куда больше – взять тот же оркестр – их порядка ста человек.

Шереметева и Козлов сделали особый упор на том, каких артистов позвали обратно – по их словам, новое учреждение не соблюдает жанровую разнонаправленность: какие-то ансамбли попали под сокращение полностью, и останется в филармонии два оркестра: симфонический и народных инструментов, плюс народники – фолк эстрада. С чем это связано – сами работники развели руками:

Кому-то нравится одно, а кому-то – другое. Репертуарная политика это основа грамотного руководства, чтобы заинтересовать разных людей. А оставили симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, и вдогонку – маленькие народные  коллективы – и больше ничего. Просто нужна ротация руководства, грамотного руководства, чтобы они делали полезные для культуры вещи, – прокомментировала Шереметева.

Артисты рассказали и том, что администрация сделала им предложение продолжить работу в новом учреждении– присоединиться к хоровой капелле, которая теперь станет частью Царицынской оперы – но артисты отказались: их специфика – эстрадный вокал, а не классический, оперный. Теперь артисты рассчитывают на поддержку профильных органов – трудовой инспекции и прокуратуры, чтобы оспорить сокращение, и вывезти купленные аппаратуру и убранство. Беда лишь в том, что подтверждений, что они приобретали это за свой счет, у артистов нет – что-то покупалось 10, что-то – 20 лет назад. Однако нет доказательств обратного и у администрации филармонии, которая технику отдавать не спешит.

Также Козлов заявил, что на сегодняшний день уволена большая часть артистов –действительно, этому сопутствовала проверка от Контрольно-счетной палаты, которая нашла множество нарушений, однако ее итоги были неверно интерпретированы – и все проверки устроены для того, чтобы доказать людям, что перемены и реорганизация необходима. А сокращение артисты связывают с экономией средств – в том числе для проведения ЧМ-2018 и празднования 75-летнего юбилея Победы. Однако на то нет оснований – в недавно пересмотренном законе об областном бюджете сокращения финансирования культуры не предусмотрено.


 

Добавим, что никто из представителей комитета культуры или руководства филармонии на пресс-конференции  не явился. Их версию происходящего пришлось узнавать по телефону. О том, с чем связана подобная ситуация с волгоградской культурой, и о том, зачем необходимо превращать филармонию в агентство по проведению культурно-массовых мероприятий, и создавать еще одно культурное учреждение – но теперь уже без приставки «областная» – рассказал председатель комитетa по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики Александр Осипов:

Заявления о развале Волгоградской филармонии не просто преувеличены, они не соответствуют действительности. Как и постулат о развале Волгоградской культуры – не более, чем частное мнение. Волгоградская филармония приступила к подготовке к открытию нового филармонического сезона с творческими коллективами, которые значатся в штатном расписании. С 10 октября начала функционировать новая организация (юрлицо) с новым штатным расписанием и названием ГБУК «Волгоградская филармония». Никакой «ситуации» в ГБУК «Волгоградская филармония» нет, – заявил он

По словам депутата речи о сокращении артистов не велась вообще. Сейчас идет процедура реорганизации филармонии  – ее разделения на агентство, которое будет заниматься закупочной деятельностью, и филармония – часть, отвечающая за творчество. При этом практически все артисты будут трудоустроены – и им предложены новые рабочие места.

А разделение это связано с тем, что филармония – не то учреждение, через которое необходимо проводить государственные заказы по культмассовым мероприятиям – она должна заниматься творчеством. На сегодняшний день проверка КСП выявила огромные суммы, которые прокачивались через учреждение. И эта ситуация, по мнению Осипова, является неправильной и необоснованной. Якобы сокращенные 240 артистов уже переводятся в новое учреждение – идет процедура:

Любая процедура реорганизации  – небыстрый процесс – это 3-4 месяца, но все продолжают работать – оркестр репетирует, творческие коллективы готовятся к концертному сезону. Недавно для них проходила профильная аттестация – и многие артисты ее успешно прошли. А те, кто с ней не справился – «Вишневый сад» и ещё несколько ансамблей, тех действительно сократили. Да, кто-то из ответственных за техническую часть действительно предпочел уйти – в другие учреждения, но речь о 240 артистах – преувеличение, заключил он.

Действительно, артистов увольняют – по бумагам это необходимо для  перевода – они увольняются в одном учреждении и подписывают на 1 год договор с новой филармонией. Добавил Александр Осипов и то, что Шереметевой действительно предлагали место  в хоровой капелле – ее должность сейчас значится как «артист-вокалист» – никакой другой ставки у нее не было, и жанр эстрадного вокала – желание ее как исполнителя, а работодатель с этим согласился. Сейчас же филармония решила отказаться от такой формы искусства как «музыкальная гостиная», которую предлагал «Вишневый сад» – и как самостоятельное учреждение имеет на это полное право.

Также депутат подчеркнул, что сегодня  в филармонии остаются симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль фольклорной музыки, ансамбль песни «Царица» и джазовый коллектив. Хоровая капелла же была переведена в Царицынскую оперу, чтобы из 34 человек коллектива-  и сотрудников театра организовать полноценный коллектив ( напомним, что по стандарту в хоровой капелле должно быть около 60 участников) Таким образом, творческое направление, по мнению Осипова было полностью сохранено – но раз Татьяна Шереметева желает продвигать и свое творчество – она также может арендовать помещения филармонии и давать концерты, подтверждая свой статус народной артистки.

Напоследок Александр Осипов прокомментировал и претензии к непрофессионализму нового руководства филармонии – напомним, уволенные работники напирают на то, что сегодняшний директор Светлана Матова не получила профильного в области культуры образования. Однако, по мнению председателя профильного комитета, Матова – опытный хозяйственник, способная решать поставленные задачи:

Матова не обязана играть ни на скрипке, ни на виолончели. Она должна понимать, как функционирует учреждение в соответствие с законом. А если комитету по культуре понадобится сменить руководство на личность более творческую – это будет сделано. В  конце концов, Светлана Викторовна будет заниматься этим вопросом вечно. В данном случае ей поставлена очень непростая задача – и она с ней справляется. Хорошо ли, плохо – покажет время, но пока у руководства области по ней нареканий нет, высказался депутат.

Редакция ИА «Волга-Каспий» будет следить за дальнейшим развитием событий.