Выберите дату:

Январь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Дек  
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Фото:

11 марта в 12-00 в музее-заповеднике «Старая Сарепта» открывается новая программа «Калмыцкий праздник весны – Цаган Сар».

По лунному календарю праздник начался уже 27 февраля. В пресс-службе музее уточнили, что программа познакомит с традициями бытовой и духовной культуры калмыков. Посетители смогут побывать на выставке «Соседи Сарепты», где увидят убранство калмыцкой кибитки, а также смогут загадать желание, покрутив барабанчик — кюрде. Кроме того, гости заповедника изготовят борцоки – традиционную калмыцкую выпечку – и отведают их, а также попробуют калмыцкий чай и береги – симбиоз узбекских мант и сибирских пельменей.

Цаган Сар – самый торжественный и главный праздник монгольских и некоторых тюркских народов, начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. С монгольского Цаган Caр переводится как «белый месяц». Изначально он считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью, поскольку в это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Внук Чингисхана хан Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы под влиянием китайской астрологии. Таким образом, Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу.

С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке Цаган Сар включил в себя буддийскую ритуалы и мифологию. Многие обряды праздника связаны с избавлением от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения «сора» – чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло, подносимое в жертву духам местности.

К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо – баранину, говядину или конину, готовили буузы. Непременная составляющая праздника – хождение в гости. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определенные нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков.

Наталья Маевская