О главном
Вторник, 07 Март 2017 19:08

"Старая Сарепта" приглашает отметить калмыцкий праздник весны

"Старая Сарепта" приглашает отметить калмыцкий праздник весны "Старая Сарепта" приглашает отметить калмыцкий праздник весны фото: пресс-служба музея-заповедника "Старая Сарепта"

11 марта в 12-00 в музее-заповеднике «Старая Сарепта» открывается новая программа "Калмыцкий праздник весны – Цаган Сар".

По лунному календарю праздник начался уже 27 февраля. В пресс-службе музее уточнили, что программа познакомит с традициями бытовой и духовной культуры калмыков. Посетители смогут побывать на выставке "Соседи Сарепты", где увидят убранство калмыцкой кибитки, а также смогут загадать желание, покрутив барабанчик - кюрде. Кроме того, гости заповедника изготовят борцоки – традиционную калмыцкую выпечку – и отведают их, а также попробуют калмыцкий чай и береги – симбиоз узбекских мант и сибирских пельменей.

Цаган Сар – самый торжественный и главный праздник монгольских и некоторых тюркских народов, начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. С монгольского Цаган Caр переводится как "белый месяц". Изначально он считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью, поскольку в это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Внук Чингисхана хан Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы под влиянием китайской астрологии. Таким образом, Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу.

С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке Цаган Сар включил в себя буддийскую ритуалы и мифологию. Многие обряды праздника связаны с избавлением от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" – чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло, подносимое в жертву духам местности.

К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо – баранину, говядину или конину, готовили буузы. Непременная составляющая праздника – хождение в гости. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определенные нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков.

Наталья Маевская

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Происшествия

За управление автомобилем без прав в состоянии алкогольного...
32-летняя вахтер из Астрахани обнаружила, что  дверь в подсобное...
После того, как шестиклассник школы №1 Саратова выстрелил...
Прокуратура заинтересовалась трудоустройством бывшей...
Водитель, уволенный за пьянку, пробил колеса и поцарапал гвоздем...
В воскресенье в Красноармейском районе загорелась девятиэтажка....
В воскресенье на улице Исторической «Опель Астра» врезался в...
В Чувашии будут судить мошенника из Волгограда. По информации...
В ночь на минувшую субботу злоумышленники повредили машину...
Пиар-директор Юлии Началовой сообщила о смерти артистки. Анна...
Яндекс.Метрика