О главном
Вторник, 07 Март 2017 19:08

"Старая Сарепта" приглашает отметить калмыцкий праздник весны

"Старая Сарепта" приглашает отметить калмыцкий праздник весны "Старая Сарепта" приглашает отметить калмыцкий праздник весны фото: пресс-служба музея-заповедника "Старая Сарепта"

11 марта в 12-00 в музее-заповеднике «Старая Сарепта» открывается новая программа "Калмыцкий праздник весны – Цаган Сар".

По лунному календарю праздник начался уже 27 февраля. В пресс-службе музее уточнили, что программа познакомит с традициями бытовой и духовной культуры калмыков. Посетители смогут побывать на выставке "Соседи Сарепты", где увидят убранство калмыцкой кибитки, а также смогут загадать желание, покрутив барабанчик - кюрде. Кроме того, гости заповедника изготовят борцоки – традиционную калмыцкую выпечку – и отведают их, а также попробуют калмыцкий чай и береги – симбиоз узбекских мант и сибирских пельменей.

Цаган Сар – самый торжественный и главный праздник монгольских и некоторых тюркских народов, начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. С монгольского Цаган Caр переводится как "белый месяц". Изначально он считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью, поскольку в это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Внук Чингисхана хан Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы под влиянием китайской астрологии. Таким образом, Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу.

С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке Цаган Сар включил в себя буддийскую ритуалы и мифологию. Многие обряды праздника связаны с избавлением от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" – чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло, подносимое в жертву духам местности.

К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо – баранину, говядину или конину, готовили буузы. Непременная составляющая праздника – хождение в гости. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определенные нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков.

Наталья Маевская

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Происшествия

В Икрянинском районе Астраханской области девушка пошла на...
Полицейские дзержинского отдела полиции задержали...
Ночью двое мужчин украли у 68-летней хуторянки корову –...
В ночь со среды на четверг в многоэтажке Дзержинского района...
35-летняя безработная с севера Волгограда украла из магазина...
Жители дома № 20 по ул. Советской на протяжении трех лет бились за...
В Астрахани пассажир такси повел себя неадекватно. По...
Федеральная служба безопасности РФ вместе с сотрудниками МВД и...
Жители Волгограда продолжают попадаться на удочку телефонных...
Двое волгоградцев на грузовой ГАЗели воровали железные баки для...
Яндекс.Метрика