О главном
Вторник, 18 Апрель 2017 13:20

Красота на ощупь: в музее Машкова открылась выставка тактильных картин

Красота на ощупь: в музее Машкова открылась выставка тактильных картин Красота на ощупь: в музее Машкова открылась выставка тактильных картин фото: ИА "Волга-Каспий"

17 апреля в выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова открылась выставка тактильных картин «Видеть невидимое».

«Видеть невидимое» – совместный проект Пушкинского музея и Сбербанка. Это первая в России экспозиция тактильных картин, воспроизводящих знаменитые полотна из собрания музея и изготовленных по новой технологии специально для незрячих и слабовидящих людей. Выставка уже побывала в Москве и Казани, следующим после Волгограда местом назначения станет Воронеж.

Экспозиция направлена на то, чтобы сделать доступной для незрячих людей ту область материальной культуры, восприятие которой затруднено из-за врождённых или приобретённых особенностей. Уникальность экспозиции состоит также в том, что и обычные посетители могут получить совершенно иной опыт восприятия реальности и понять ощущения невидящих людей благодаря тёмным очкам, которые выдаются при входе в музей.

Живописные шедевры, которые обычно недоступны для незрячих людей, выполнены рельефно и снабжены подробным аудиогидом, чтобы они могли буквально на кончиках пальцев почувствовать искусство, понять композиционное расположение сюжетных элементов картины. На экспозиции представлены копии семи полотен: «Благовещения» Сандро Боттичелли, «Мадонны с Младенцем»  Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморта с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена, «Нападения ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старого еврея с мальчиком» Пабло Пикассо и «Портрета неизвестной женщины в чёрном платье» Константина Маковского, подлинник которой находится в Музее Машкова. Специальное аудиосопровождение к картинам записано голосом известной российской телеведущей и актрисы Татьяны Веденеевой, которая родилась и выросла в Волгограде.

Один из посетителей, который потерял зрение несколько лет назад, поделился своими впечатлениями.

– Сначала немного непонятно, поскольку воспринимаешь всё на ощупь, но впечатляет. Было приятно прикоснуться к культуре, красоте, получить какие-то знания. Шум и большое количество людей отвлекает, поэтому приду на выставку ещё раз. Чтобы всё переработать, пощупать каждую деталь, нужно время. По первому ощущению понравилась картина Пикассо. Хотелось бы, чтобы на выставке были представлены и картины русских художников – Коровина, Репина, Сурикова, Шишкина. Раньше я понемногу смотрел, читал, слушал об этом. У нас в областной библиотеке для слепых есть аудиокниги о живописи, графике, скульптуре. Всему надо учиться, было бы желание. Сидеть дома в четырёх стенах слепым особенно тяжело. Нужно не замыкаться в себе, надо искать себя в спорте, пении, заниматься стихами, книгами – возможностей сейчас много.

Ещё одним сюрпризом на открытии выставки стало выступление актёров московского Театра Наций. Артисты сыграли спектакль «Прикасаемые», в основе которого истории тех, кто одновременно лишён и слуха, и зрения. Это первая постановка в мире, в которой одновременно задействованы слепоглухие и зрячеслышащие актёры. Сценарий написан на основе интервью с героями, которые задействованы в спектакле, и их дневников. На расстоянии вытянутой руки перед зрителями разворачивается история этих людей, потери зрения и слуха, принятия себя, возвращения к жизни, трудностей взаимопонимания. Этот спектакль – преодоление барьеров, он о том, что все равны перед богом. На сцене играют слепоглухие люди, которые сумели не опустить руки, а продолжать заниматься творчеством, несмотря ни на что.

Идейным вдохновителем и куратором проекта является руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов, режиссёром – Руслан Маликов. Впервые эскиз спектакля был показан в рамках Международного фестиваля современного искусства «Территория» в октябре 2014 года, а в апреле 2015 года на Малой сцене Театра Наций состоялась его премьера с участием Ингеборги Дапкунайте и Анатолия Белого. За три года постановка прошла интересный путь – 30 показов на сценах ведущих российских театров, номинация на «Золотую Маску», акции в поддержку других фондов. Сейчас команда спектакля создала новую международную версию «Прикасаемых», премьерные показы которой состоятся в октябре 2017 года в Лондоне и Париже.

В один момент неожиданно всё вспыхнуло перед глазами – как капельки. Лопнула сетчатка, и я перестала видеть. Когда я потеряла зрение, была жуткая депрессия, я ведь художник. Жизнь она такая. На наших репетициях надо было ходить в пространстве, как-то ориентироваться, помогать ребятам. На сцене мы ходили, прислонившись близко друг к другу, я боялась всего, очень страшно было даже руку протянуть

Ирина Поволоцкая – актриса и героиня «Прикасаемых», слепоглухой художник, литератор, член Российского союза писателей и Союза журналистов России. Ирина лишилась слуха ещё в детстве. У неё были проблемы с глазами, но к 40 годам она совсем потеряла зрение. По профессии Ирина психолог, и ослепнув, она не смогла продолжать работу. Для неё это было трагедией, она на три года впала в депрессию.

– Потом мне неожиданно предложили собрать слепоглухих, чтобы они поучаствовали в театральном проекте, – рассказала Ирина. – Я согласилась, мне самой стало интересно. Наш идеолог – Евгений Миронов. «Прикасаемые» очень помогли для жизни. Там было много лабораторий, пластики. Это облегчило физическое состояние, ощущение пространства. Проблемы с глазами у меня были ещё в детстве, но я немного видела и была более самостоятельной. А восемь лет назад ситуация сложилась так, что я много работала и училась. Был очень сильный стресс. В один момент неожиданно всё вспыхнуло перед глазами – как капельки. Лопнула сетчатка, и я перестала видеть. Когда я потеряла зрение, была жуткая депрессия, я ведь художник. Жизнь она такая. На наших репетициях надо было ходить в пространстве, как-то ориентироваться, помогать ребятам. На сцене мы ходили, прислонившись близко друг к другу, я боялась всего, очень страшно было даже руку протянуть. Физически и психологически мне стало легче.

Актёр Кирилл Быркин, играющий в постановке, рассказал о своём опыте участия в театральном эксперименте.

– Этот проект начинался в стенах Тетра Наций. В рамках фестиваля «Территория» была творческая лаборатория, попытка сделать эскиз спектакля, исследовать тему. Это был эксперимент коммуникаций для нас всех – когда сталкиваются люди с особенностями, слепоглухие, и артисты – тоже можно сказать, что люди с особенностями. На первой лаборатории мы почувствовали то, что чувствуют большинство наших зрителей – кажется, что это где-то там, в документальном кино, за стеклянным экраном, но это рядом, из плоти и крови. Но я бы не сказал, что это какая-то проблема слепоглухих, дело, скорее, в нашем обществе, где это поставлено как проблема. Но это просто особенность нашей жизни. Этим спектаклем мы и пытаемся донести до зрителя, что достаточно просто протянуть руку навстречу другому. Первая лаборатория была именно такая. Нам, актёрам, завязали глаза, вставили в уши беруши и отправили знакомиться со слепоглухими – наощупь, через письмо на ладони русскими буквами. У меня было ощущение близкое к панике, страх, разболелась голова. А сейчас мы как раз наоборот пытаемся донести, что всё намного проще, от коммуникации мы можем стать только богаче – это не грузит нас каким-то трагизмом бытия, мы все друзья, очень многим друг друга обогатили. У меня обновилось мировосприятие. Именно это и есть цель нашего спектакля.

Проект начинался три года назад, всё выглядело совершенно по-другому, в этом виде ему два года. Но драматургическая основа была та же – спектакль-вербатим, основанный на подлинных историях наших героев, слепоглухих актёров. Мы вначале работали над материалом, пытались подать спектакль как, грубо говоря, письмо. Потом стали всё это развивать, находить больше выразительных средств. Кто-то из слепоглухих артистов пошёл дальше, занимается этим, движется вперёд. Сейчас один из наших героев, Лёша, занят в спектакле инклюзивного театра «Кармен» – там он играет главную роль, Хосе. Этот спектакль как сон, погружение, а тот спектакль динамичный – с драками, танцами, пластикой. Всё так отлажено, отрепетировано, что зритель не понимает, что в главной роли – слепоглухой актёр, и оторопевает , когда узнаёт об этом. Искусство творит чудеса. Это доказывает, что подлинный талант пробьётся через всё.

 

Яна Монголова

Последнее изменение Вторник, 18 Апрель 2017 19:51

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Происшествия

В Среднеахтубинском районе Волгоградской области полиция...
В Нью-Йорке найдены тела россиянки Аллы Аушевой и ее двоих...
3000 военнослужащих и около 1000 боевой и специальной техники из...
Нетрезвый 49-летний житель Енотаевского района поехал на...
Осужденные за воровство успели погулять на воле всего несколько...
В Волгограде задержали подозреваемого в циничной краже. Как...
В Среднеахтубинском районе Волгоградской области тушили пожар...
Жители Волгоградской и Саратовской областей сбывали «соли» в...
В шесть утра 22 июня водитель «ДЭУ Нексия», сбил на 22-летнего...
22 июня в доме № 13 по ул. Олимпийской в Красноармейском...
Яндекс.Метрика