Третьяковская галерея представила зрителям крупнейшую монографическую выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874-1947) — знаменитого художника, мыслителя, археолога и путешественника.
Выставочный проект демонстрирует наследие Николая Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также раскрывает широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год. В состав проекта вошли более 150 произведений из музейных собраний России и ближнего зарубежья, а также документальные материалы.
Астраханская картинная галерея имени П.М. Догадина приняла участие в значимом выставочном проекте и предоставила эскиз декорации «Поцелуй Земле» к первому акту балета Игоря Стравинского «Весна священная», выполненный Николаем Рерихом в 1912 году. Этот эскиз считается одним из трёх последних к законченному произведению и поступил в собрание Астраханской картинной галереи в 1927 году, согласно акту № 697 через Владимира Эйферта из Центрального хранилища Государственного музейного фонда. На оборотной стороне работы присутствует несколько печатей и надписей, одна из которых отсылает к принадлежности коллекции музыкального деятеля Сергея Кусевицкого, являющегося первым владельцев эскиза Рериха, вероятнее всего, приобретённого у автора после премьеры балета.
Картина прошла предэкспозиционную подготовку, которую на высоком профессиональном уровне выполнила художник-реставратор высшей категории, заведующая отделом научной реставрации графики ХVIII — начала ХХ века Третьяковской галереи Инна Соловова. В процессе работы был укреплён темперный красочный слой, удалены загрязнения, а также из специального плотного картона смонтирован задник, закрывший авторский картон.
Работа выставки продлится по 10 марта 2024 года. После экспонирования картина «Поцелуй Земле» вернётся в залы постоянной экспозиции астраханского музея.
Картина Николая Рериха из Астраханской картинной галереи на выставке Третьяковской галереи
Алена Александрова
0