Контрольно-счетная палата Волгоградской области выявила ряд нарушений в ходе аудиторской проверки госзакупок Волгоградской областной филармонии. Поводом стало изучение закупочных процедур для определения поставщиков услуг по проведению фестиваля «Маресьев. История подвига». Дальнейшее расследование показало серьёзные нарушения во всех направлениях деятельности организации.
Согласно данным региональной КСП, в ходе анализа закупок за 2016 год стало ясно, что большинство из них проведены у единственного поставщика. Это сильно ударило по экономии бюджетных средств: то время как по остальным госучреждениям Волгоградской области показатель экономии доходит до 5,1%, филармонии он равен 0,01. Например, при организации закупочных процедур к проведению фестиваля «Маресьев. История подвига», посвященному 71-й годовщине Великой Отечественной войны, и праздничного концерта к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза А.П. Маресьева, филармония установила начальные (максимальные) цены контрактов в размере 15 и 35 тыс. руб. предложенных фирмами, имеющими один и тот же адрес и учредителя. При этом стоимость закупок не была экономически обоснована, что привело к фактам завышения цен по отдельным видам услуг. Кроме того, установлены факты оплаты услуг, не предусмотренных документацией и контрактом.
В результате последующих проверок аудиторами КСП стали известны и махинации с арендной платой: филармония сдавала в аренду здания в центре города по заниженной стоимости (62 р. за квадратный метр в месяц); нарушала порядок сдачи в аренду имущества при проведении концертных мероприятий; занижала арендную плату за проведение концертов приезжими коллективами. Кроме того, неверный расчёт арендной платы за помещение, сданное под кафе привёл к неполучению дохода в размере 3 млн. рублей, а в результате использования операторами сотовой связи помещения без оформления договоров аренды филармония упустила порядка 832 тыс. рублей, которые могли пойти в бюджет.
Как следствие, были установлены также неэффективные расходы в части оплаты договоров без документов, подтверждающих факт оказания услуг; необоснованная аренда гостиниц и квартир для артистов; несвоевременное введение новой системы оплаты труда, из-за чего были произведены дополнительные расходы на оплату стимулирующих выплат.
Но и этот внушительный список ещё неполон: руководителя филармонии также обвиняют в выполнении работ, не предусмотренных госзаданием; предоставлении льготных билетов не установленным категориям граждан и в двойном финансировании коллектива русских народных инструментов за счет средств областного и муниципального бюджета. А из-за отсутствия контроля за регулированием концертной деятельности, уменьшилось количество выступлений и новых постановок, ведущее за собой низкую загруженность коллектива, что способствовало снижению уровня профессионального мастерства, потере квалификации работников учреждения и превышению нормативов затрат на организацию концертов по сравнению с другими регионами.
Как заявили в пресс-службе контрольно-счетная палаты региона, по результатам масштабной проверки, специалисты сформулировали губернатору Волгоградской области рекомендации по устранению выявленных нарушений, в том числе по улучшению системы госзакупок. В свою очередь ИА «Волга-Каспий» напоминает, что представители КСП в 2012 году уже обвиняли областную филармонию в неэффективном использовании средств по итогам проверки работы комитета по культуре обладминистрации филармонии вменяли неиспользование имущества на сумму 5,4 млн. руб., на содержание которого ежегодно тратятся деньги из бюджета. В итоге учреждение культуры, которое могло оказывать платные услуги и реально зарабатывать деньги, не только не окупает себя, но ещё и тянет за собой определённые расходы. Как видно на сегодняшний день, вся эта работа прошла впустую – за пять лет объём нарушений не сократился, но вырос на порядок.