Средства из бюджета в размере 324 млн рублей получит в этом году ООО «Волгоградский автобусный парк» – компания, входящая в холдинг «ПитерАвто», которой городские власти доверили обслуживание семи муниципальных автобусных маршрутов. При этом муниципальным транспортным предприятиям, – «родным» для Волгограда «Метроэлектротрансу» и ПАТП №7, – будет выделено в несколько раз меньше средств.
Как стало известно ИА «Волга-Каспий», в 2017 году «Метроэлектротранс» получит 79 млн рублей, а ПАТП №7 – только 32 млн рублей. Выплата в 324 млн рублей, которую выделят «Волгоградскому автобусному парку», вчетверо превосходит по объёму дотации «Метроэлектротрансу» и в десять раз – сумму поддержки ПАТП №7.
Любопытно, что заложенные в бюджет расходы не соответствуют фактическим нуждам предприятий: в то время как «Метроэлектротранс» обслуживает в общей сложности более двадцати троллейбусных и трамвайных маршрутов, а ПАТП №7 – 36 автобусных, им выделят намного менее солидные суммы, нежели «Волгоградскому автобусному парку», у которого на данный момент всего семь маршрутов. Таким образом, власти Волгограда демонстрируют явное покровительство коммерческой компании, которая напрямую конкурирует с муниципальными организациями.
Стоит отметить, что ООО «Волгоградский автобусный парк» не бедствовало бы и без дотаций. Как уже писало ИА «Волга-Каспий», другому предприятию из холдинга «ПитерАвто», – ООО «Сити Транспорт Групп – Поволжье», – городские чиновники доверили внедрение системы электронного билета (которое, между прочим, обошлось Волгограду в 100 млн рублей). В итоге «ПитерАвто» гарантированно получит львиную долю доходов с муниципального транспорта: инвестиции, вложенные холдингом в «развитие» волгоградской транспортной системы, окупятся очень быстро. Иногородний инвестор имеет все шансы полностью прибрать к рукам всю транспортную систему Волгограда, превратившись в своего рода многоглавого монстра. Новая транспортная схема, активно продвигаемая волгоградскими чиновниками и предусматривающая отмену большинства популярных микроавтобусных маршрутов, этому лишь способствует.
Чтобы как-то оправдать свои попытки ликвидировать всех независимых перевозчиков, городские власти нашли удобный предлог: они заявили, что микроавтобусы дублируют маршруты муниципального транспорта. Однако на практике существенная часть маршрутных такси курсирует там, где никаких муниципальных аналогов нет вовсе. В то же время чиновники предпочитают закрывать глаза на то, что новые автобусы во многих случаях следуют по тем же направлениям, что и их ранее существовавшие аналоги. Зачастую это приводит к настоящим гонкам между автобусами. По странному стечению обстоятельств, городской комитет транспорта в упор не замечает сложившейся ситуации.
Экспансия «ПитерАвто», естественно, станет дополнительным ударом для погрязшего в долгах «Метроэлектротранса» и впавшего в немилость ПАТП №7. Не исключено, что в будущем они могут лишиться части своих маршрутов, которые будут переданы ненасытному петербургскому холдингу.
ПАТП №7, которое до прихода «ПитерАвто» считалось первым кандидатом на обслуживание новых автобусных маршрутов, уже пострадало от вторжения иногородних конкурентов. По неподтверждённым данным, под предлогом снижения расходов предприятие лишили прежней площадки на улице Шумилова и перевели в Красноармейский район. Как несложно догадаться, на улице Шумилова теперь «базируется» «Волгоградский автобусный парк». Сотрудники ПАТП утверждают, что частный перевозчик не стал дожидаться, когда площадка освободится, и уже пригнал туда из Московской области несколько десятков своих автобусов.
На каких условиях ООО «Волгоградский автобусный парк» получило в своё распоряжение базу на улице Шумилова, неизвестно. Уточнить подробности и получить оперативный комментарий у представителей комитета транспорта администрации Волгограда корреспонденту ИА «Волга-Каспий» не удалось: в ведомстве с самого утра не отвечает ни один телефон. Между тем, некоторые волгоградские политики и общественные активисты уже выступили с резкой критикой данного решения.
– Мы убираем маршрутные такси для того, чтобы освободить пассажиропоток не для наших муниципальных предприятий, а для этого «ПитерАвто». Мало того, [власти Волгограда] переводят ПАТП №7 из Кировского района в Красноармейский. Нам на комитете говорили, что переводят для того, чтобы объединить и чтобы было меньше затрат, но послушайте, нельзя объединить государственное и муниципальное предприятие. Они стали после этого говорить – они там арендовать будут, – прокомментировал депутат Волгоградской городской думы Дмитрий Крылов. – Послушайте, зачем арендовать чужие площади, если у вас есть свои? А свои они передадут «ПитерАвто», якобы на этом они будут зарабатывать 2 миллиона рублей. Как вы будете зарабатывать деньги, если вы дотируетесь при этом? Поэтому здесь явно коррупционно-криминальная схема и ничего иного, о чём я давно говорил прокурору.
Создаётся впечатление, что власти Волгограда твёрдо вознамерились фактически сдать в концессию всю транспортную систему города-миллионера – как раньше это случилось с Горводоканалом и теплосетями. По крайней мере, иначе трудно объяснить, почему инвестор-«варяг», только что зашедший в регион, получает в разы больше средств, чем «Метроэлектротранс» и ПАТП №7, которым хронически не хватает денег на ремонт подвижного состава. По неподтверждённым данным, негласная договорённость о передаче новых маршрутов холдингу «ПитерАвто» существовала задолго до проведения конкурса – об этом свидетельствует тот факт, что «Волгоградский автобусный парк» начал набирать водителей заранее, не дожидаясь начала торгов.
Согласно предположениям местных общественных активистов, интересы холдинга «ПитерАвто» в Волгограде может лично лоббировать глава городского комитета транспорта Дмитрий Веркин. Чиновник, ранее работавший в администрации Великого Новгорода, занял свой пост, находясь в статусе подследственного. Г-н Веркин, бывший директор ОАО «Автобусный парк», подозревается в неисполнении обязанностей налогового агента… а заодно в сомнительных сделках с «ПитерАвто».
– Стоит снова вспомнить, что комитет по транспорту Волгограда возглавляет Дмитрий Веркин, на которого перед его назначением было возбуждено уголовное дело в Великом Новгороде. По версии следствия, Веркин, будучи в то время генеральным директором новгородского ОАО «Автобусный парк», не выплатил налоговых отчислений на сумму более 11,5 млн рублей. Вместо этого он отдал эти деньги за аренду автобусов холдингу «ПитерАвто», – напоминает волгоградский общественник Алексей Ульянов.
Итог для волгоградских транспортных предприятий остаётся весьма печальным. «Метроэлектротрансу» и ПАТП №7, очевидно, пора расстаться с мечтами о возрождении за счёт государственной поддержки – ведь теперь все существенные дотации из городской казны будут доставаться холдингу «ПитерАвто». По всей видимости, в ближайшем будущем развал транспортной системы областного центра продолжится, и муниципальные предприятия окончательно обнищают. Впрочем, чиновникам, преследующим собственные корыстные интересы, до этого определённо нет дела.
Сергей Иванов