Выберите дату:

Ноябрь 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Концессионное государство, или битва за мусор
Фото:

В Волгограде готовят к сдаче в концессию последний кусок ЖКХ. Основной претендент – известная в России финансовая компания ЗАО ИК «Лидер».

2005 год стал поворотным для муниципальных предприятий России – само предназначение МУПов на предстоящие десятилетия изменилось в связи спринятием федерального закона №115 «О концессионных соглашениях».

Закон, вступивший в силу 21 июля 2005 года, регламентировал использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) при строительстве, или модернизации инфраструктурных объектов, находящихся в собственности государства. Фактически закон открывал двери для бизнеса в те сферы, которые до этого момента были закрыты и не подразумевали иного взаимодействия, кроме как вывод и последующая продажа госимущества. Вплоть до 2014 года механизм как таковой не работал, в виду недоработок в самом законе. Бизнесу для инвестирования средств необходимы были гарантии. Прежде всего, гарантии на стабильный возврат инвестиций. Однако, начиная с 2014 года, российские муниципалитеты семимильными шагами начали вставать на «концессионные рельсы». К началу 2018 года, по данным министерства строительства и ЖКХ, в России заключено порядка 1,8 тысяч концессионных соглашений.

 – Сегодня механизм заработал, хотя это механизм для ЖКХ молодой, но у нас 1,8 тыс. концессий и объем инвестиций 257 млрд рублей. Из них только 5% – плата концедента бюджету, – заявил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис в ходе круглого стола “Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0” на Российском инвестиционном форуме в Сочи.

Позже, 2 марта, в ходе рабочего визита в Ростов-на-Дону министр строительства и ЖКХ Михаил Мень отметил, что на сегодняшний день в Российской Федерации действует 54 крупных концессионных соглашения с объемом инвестиций более 500 млн рублей. При этом в небольших городах с населением менее 300 тыс. человек действует 33 концессии с таким объемом инвестиций.

«Сегодня уже очевидно, что концессионные соглашения – действенный механизм модернизации коммунальной отрасли. При этом особо хочу отметить, что крупные концессии заключаются не только в больших городах. У нас есть 33 работающих соглашения с объемом инвестобязательств свыше 500 млн рублей в муниципальных образованиях с населением менее 300 тысяч человек», – подчеркнул Михаил Мень.

Министр добавил, что необходимо обеспечить системное инвестирование в коммунальную инфраструктуру, и особенно важно обеспечить ее развитие в малых городах и на селе. Он напомнил, что благодаря концессиям качество повседневной жизни выросло более чем у 55 млн человек. При этомгосподин министр обошел своим вниманием баснословный рост тарифов, повальную монополизацию рынка коммунальных услуг и фактически утрату полного контроля над происходящим. Что из этого улучшило жизнь россиян – непонятно.

Среди наиболее успешных проектов, выделяемых в том числе и министром, стоит Волгоградская область, в которой на данный момент реализуется 4 концессионных соглашения. В 2015 году в управление ООО «Концессиям водоснабжения» был отдан городской водоканал, в 2016 году по такому же принципу передано имущество МУП «ВКХ» в управление ООО «Концессиям теплоснабжения» (обе компании подчинены ЗАО ИК «Лидер»). В 2017 в концессию сдали центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО). С 2018 года заработал проект по модернизации систем городского,  имущество МКП «Волгоград-Горсвет» передано в долгосрочную аренду ООО «Светосервис-Волгоград».

 Концессионные лидеры

Концессионное государство, или битва за мусор

Лидерами по объему как вложенных средств, так и собираемых средств с населения можно по праву назвать «Концессии Водо- и Теплоснабжения». Основные затраты, или, как уместно тут сказать, вложения «Концессии Водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения» распределяются следующим образом: на первом месте стоят вложения в модернизацию сетей – за 2 и 3 года работы (соответственно) компании-операторы заключили множество контрактов с вполне себе сомнительными субподрядными организациями, не имеющими ни должного штата, ни оборудования для проведения работ, что подтверждается скандалами по замене труб на ул. Симонова и ул. Советской – на эти цели уходят миллиарды рублей, записанные в инвестпрограмму. На втором месте – по объему трат стоят проектные работы, стоимость которых порой достигает десятков миллионов рублей. Уже сейчас можно говорить, что данные работы выполняются с большой долей формальности. При разработке технической документации применяется общий подход, к примеру, многострадальный водопровод на центральной набережной, который славился своими еженедельными прорывами, в рамках инвестпрограммы поменяли полностью. Были уложены новые пластиковые трубы, однако компании впоследствии пришлось раскапывать отдельные участки и менять там то «некачественную немецкую муфту», то еще что-то, в конце концов один из участков полностью вырезали и заменили на металлическую трубу, которая не предусматривала защитного санитарного покрытия. На эти работы также составлялись проектные изыскательные работы. Здесь также велись расчеты, однако система дала весьма серьезный сбой.

На третьем месте по тратам для обеих компаний идут юридические услуги. В 2018 году «Концессии» заключают по одному контракту с ООО «Единый центр взыскания» на сумму 59 миллионов рублей каждый. На официальном сайте компании с вполне себе говорящим названием leader-ecv.ru указано, что организация ООО «ЕЦВ» осуществляет услуги по взысканию просроченной дебиторской задолженности как физических, так и юридических лиц на всех стадиях взыскания: на досудебном и судебном этапах, сопровождение исполнительного производства, ведение процедур банкротства должников.

В ответе на официальный запрос редакции в «Концессиях водоснабжения» подтвердили наличие такого договора и пояснили, что «ООО «ЕЦВ» осуществляют досудебное урегулирование долга, представляют интересы компании в суде и взаимодействуют со службой судебных приставов. Взысканные средства в полном объеме поступают на расчетный счет ООО «Концессии водоснабжения»». Также в компании отметили, что на данный момент дебиторская задолженность перед компанией «Концессии водоснабжения» за оплату услуг по водоснабжению и водоотведению составляет 994 млн рублей. Из них 214 млн руб. – задолженность юридических лиц, 646 млн руб. – неплатежи населения, 134 млн руб. – задолженность предприятий за превышение предельно допустимой концентрации сточных вод.

При этом, по грубым подсчетам, «ЕЦВ», получив по 59 миллионов с обеих «Концессий», зарабатывают порядка 10 миллионов в месяц; в случае, если каждому юристу платить баснословную (по меркам Волгограда) зарплату в 50 тысяч рублей, вычесть обязательные платежи (аренда, налоги), вычесть прибыль компании, то в штате должно числиться по меньшей мере 100 юристов, однако документы, имеющиеся в распоряжении редакции, исключают такую возможность.

По словам главы юридической фирмы Евгения Золотова, для осуществления деятельности по взысканию долгов вполне достаточно и 5 юристов, которые ежедневно будут направлять в суд документы, составленные по типовой форме.

– Долг даже в миллиард рублей не означает, что юридические услуги по взысканию могут стоить столько. Мы работали по данному направлению, и я понимаю, о чем говорю. Скорее всего, имеет место предварительный сговор и вывод средств, прикрываясь юридическими услугами, на которые в самой фирме тратится намного меньше. Кроме того, должники по коммунальным услугам более перспективные для получения задолженности, чем например должники банков по потребительским кредитам. – отметил Золотов.

Между тем «Лидер» расширяет свое влияние в регионе. В настоящее время созданы ООО «Управление отходами Волгограда», «УК ЖКХ города Волгограда». Последняя – уже объединила под собой основные управляющие компании города. УК на 24% принадлежит «Концессиям Водоснабжения» а на 76% Александру Сидляревичу, который в прошлом занимал пост руководителя «Концессии Теплоснабжения».

Круговорот бывших концессионных работников и применяемые схемы по фактической монополизации рынка через дробление бизнеса преследуют только одну цель – скрыть реальный уровень доходов и расходов от истинных инвесторов, а также от налоговых, правоохранительных органов и городских властей. При этом конечные потребители, как известно, от любой монополии никогда не получают ни выгоды, ни каких бы то ни было преференций.

 Концессионные тарифы

 Данное правило подтверждают рядовые волгоградцы. Эффект от прихода в регион «Концессий» жители города на себе уже испытали. И эффект от этого прихода немного не такой радостный, как заявляет министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Речь идет о росте тарифов на следующий же год после сдачи в концессию волгоградского водопровода. Напомним, одним из основных условий сдачи объектов была заморозка тарифов, ввиду того, что компания и без того сможет извлекать прибыль – устанавливая новое энергоэффективное оборудование. Однако уже через год депутаты городской думы практически единогласно проголосовали за увеличение тарифов на 9,8% (вместо ставки 4,3%, регламентированных правительством России), таким образом можно сказать, что волгоградцы в данной ситуации напоминают французов, сдавших Париж фашистам без боя.

В данной ситуации возникает вполне резонный вопрос – как такое стало возможным?

Концессионное государство, или битва за мусор

 Ответ как всегда кроется в мелочах. Волгоградских депутатов, одобривших рост тарифов, как известно, возглавляет Андрей Косолапов, который, как известно, до начала своей политической карьеры успешно руководил ООО «Теплоимпорт-ЮГ».

 Перед своим избранием Андрей Владимирович ушел с поста руководителя, а также вышел из состава учредителей коммерческой структуры. Вместо него в составе учредителей появилась некая Александра Викторовна Косолапова, мы предполагаем, что это жена Андрея Владимировича. Начиная с 2017 года «Теплоимпорт-ЮГ» получает целый ряд контрактов от «Концессий», общая сумма которых превышает 21 миллион рублей. В данной связи очевидно, что только журналисты видят пресловутый «конфликт интересов». Ни депутаты, ни надзорные органы не заметили в действиях первого лица гордумы указанного явления. Не замечают контролеры и признаки мошеннических действий, совершаемых ООО «Теплоимпорт-Юг». Речь идет о самих госконтрактах, которые выполняет организация по заказу «Концессии теплоснабжения». Среди лотов о поставке насосного оборудования «Теплоимпорт-Юг» имеются закупки о разработке «Рабочей документации», вот только разрабатывать подобные документы имеет право организация, являющаяся действительным членом СРО (саморегулируемой организацией), что подтверждает письмо Госстроя от 13.05.2013 № 3991- БМ/11/ГС «О необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования». До недавнего времени вопрос о разработке непосредственно рабочей документации был спорным, однако в феврале 2015 Прокуратура Свердловской области опубликовала разъяснения законодательства: «В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе – рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации».

Концессионное государство, или битва за мусор

Справедливости ради, стоит отметить, что «Теплоимпорт-ЮГ» взаимодействовало с СРО – АС «Стройиндустрия», в члены которого фирма вступила 18.11.2013. Однако, как показала проверка, на данный момент компания не числится в реестре данной ассоциации. Свое членство там «Теплоимпорт-ЮГ» прекратило по решению уполномоченного органа Ассоциации. Подводя итог, можно сказать, что компания, которая не имеет необходимого допуска на момент заключения договора, выполнения работ и сдачи актов, заведомо совершает мошеннические действия. А компания, принимающая у них эти работы, автоматически становится соучастником. Разумеется, в ближайшее время мы ждем официальных заявлений от г-на Косолапова о том, что всё это фейк и неправда, однако все приведенные доводы собраны журналистами в открытых источниках и могут быть перепроверены любым желающим.

Концессионный мусор

На этом переплетение частных интересов и интересов инвесторов «Концессий» не заканчивается. Сегодня завершается этап приема заявок на выбор единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), то есть в ближайшее время в регионе заработает 5-я концессия, и, таким образом, фактически вся коммунальная отрасль будет подчиняться частным структурам. Все денежные средства, собираемые с населения (за исключением налогов), пойдут напрямую частникам. По данным издания, к участию в конкурсе подошли только 2 компании: «Чистый город» – построившая и управляющая не одним мусорным полигоном в России, и очередная структура, входящая в холдинг ЗАО ИК «Лидер» – компания финансистов и юристов.

Используя термин «хайли лайкли», мы с высокой долей вероятности предполагаем, что победа в конкурсе будет отдана именно структуре ЗАО ИК «Лидер», что в итоге приведет к гарантированному подчинению уже всех отраслей коммунального хозяйства одной частной структуре, руководители которых и из мусорной истории найдут множество возможностей по выводу средств на юристов, проектировщиков и прочие услуги. А прямым источником финансирования всего этого мусорного дела будут рядовые волгоградцы.



Читать volga-kaspiy.ru в