В жизни бывает всякое. И неприятности приходят, откуда их совсем не ждали Например, во время покупки молока или упаковки туалетной бумаги. О том, как избежать конфликтов и неприятностей при посещении магазина или супермаркета- в материале «Волга-Каспий»
Начнем с входа в магазин – от вас могут потребовать оставить сумку в камере хранения и наотрез отказаться пускать с ней в торговый зал. В этом случае важно помнить, что предлагая оставить вам ценные вещи в камере, магазин предлагает вам заключить договор на хранение вещи и соответственно берет на себя все риски его хранения. При этом согласно закону, оставлять сумку вас заставить нельзя: это нарушает право сделать покупки. Жаловаться на такое поведение можно в Роспотребнадзор.
А как быть, если вы все же оставили сумку в камере хранения, и ее украли? Охрана может сколько угодно пенять на табличку, которая говорит, сотрудники магазина не несут ответственности за содержимое ячеек: такие таблички незаконны. Как только вы помещаете сумку в камеру хранения и берёте ключ с номером, между вами и магазином возникают правоотношения, а значит, супермаркет принимает на себя обязанность хранить вещь покупателя и вернуть её в сохранности. Магазин должен возместить покупателю его пропажу, а тот может потребовать возместить и моральный вред.
Следующий случай касается мамочек, которых не пускают в магазин с коляской. Действительно, иногда ребенок спит, да и не хочется оставлять на улице вещь без присмотра. Но бескомпромиссные охранники даже не хотят слышать о том, чтобы пустить вас с коляской. А зря – люди с ними считаются маломобильной группой населения, а ставить их в неравное положение с другими посетителями запрещено законом.
И вот вы попали в магазин и, блуждая по узким проулкам между стеллажами, вы случайно можете задеть какой-то товар и разбить его – банку маринованных огурцов или того хуже, коллекционное вино стоимостью в энную часть зарплаты. На месте тут же появляется сотрудник магазина и требует оплатить испорченный товар. Однако статья ГК РФ под номером 211 другого мнения на этот счет – риск случайной гибели или повреждения имущества несёт его собственник. А раз вы не успели эту бутылку купить, то и оплачивать никому ничего не должны. Правда, это касается лишь случайных повреждений. Если вы набрали в руки слишком много товара и уронили это по своей вине, претензии будут обоснованными.
Совсем другое дело, если какой-то товар разбил ваш ребенок – вы, как родитель, несете ответственность за его действия. Поэтому ущерб можно выплатить на месте либо оплатить товар на кассе.
Вот вы набрали в корзинку все, что нужно, и направляетесь на кассу. Однако здесь вас ждет еще один сюрприз – цена товара на кассе расходится с той, за которую вы были его готовы купить. И пусть кассир утверждает, что его просто не успели сменить, что акция уже прошла и в системе уже всё по-другому – продавец обязан своевременно предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах, и всегда обязан продавать товар именно по цене, указанной на ценнике. Иначе это квалифицируется как обсчёт потребителя.
А если в чеке вдруг обнаружился лишний товар? Нужно сразу же обратиться к кассиру – пусть он оформит возврат. А если сотрудник магазина откажется это сделать, можно составить письменную жалобу в администрацию магазина, заручиться поддержкой людей в очереди. Даже если конфликт зашел в тупик – можно обратиться в Роспотребнадзор – и приложить к жалобе фотографии чека и покупок.
Представьте – случается такое, что вы не нашли искомого в магазине и вышли оттуда без покупок. Однако охрана на входе останавливает вас по подозрению в краже и предлагает пройти в отдельную комнату для досмотра вещей. Что делать в таком случае? Помнить, что проверять содержимое ваших сумок и проводить личный досмотр могут только полицейские. И никакие охранники на это права не имеют, иначе рискуют сами нарваться на уголовную ответственность за самоуправство.
Кроме того – бывает так, что вы приобрели испорченный товар – молоко уже начало киснуть, сосиски подозрительно попахивают. Как быть? Требовать замены товара или возврата денег, а испорченны продукт нужно вернуть. Обычно продавцы не станут спорить – если вы обратитесь в Роспотребнадзор и в суд – это будет для них куда дороже.
В ситуации, когда кассир не продает товар из-за того, что у нет сдачи, также прав покупатель – отказывать вам в продаже никто не имеет права, однако если сдачи и правда нет – остается лишь писать жалобу. Редко, но случается и такое – кассир отказывается принимать мелочь и требует «нормальные деньги». Аналогичным образом – намекните на то, что он нарушает закон и просите книгу отзывов и предложений, делайте запись о нарушении, фотографируйте её и обращайтесь в Роспотребнадзор.
И в завершение – никто не застрахован от того, что кассир может вам банально нахамить. И в таком случае также не стоит стесняться – такое поведение действительно является нарушением прав потребителя, и его нужно наказывать, аналогичным образом – оставлять запись об этом в книге отзывов и предложений.
Михаил Ланский