Министерство обороны России назвало основную версию крушения самолета Ту-154. По данным ведомства, катастрофа произошла из-за ошибки пилота. Об этом говорится в заключении Минобороны, оказавшемся в распоряжении ИА «Волга-Каспий». Ниже приводится подробное развертывание внештатной ситуации на борту, которая в итоге привела к непоправимому.
«Причиной катастрофы самолета Ту-154Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью.
Нарушению пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна могли способствовать: возникшее чрезмерное нервно-психическое напряжение, обусловленное сочетанием ряда ситуационных профессионально-психологических стрессовых факторов на фоне естественного эмоционально-физиологического утомления; отсутствие устойчивых навыков в распределении внимания и выдерживании заданных параметров полета на этапе взлета и набора высоты; «прямая» индикация пространственного положения самолета на крену на пилотажно-командном приборе (ПКП-1)», – говорится в сообщении Минобороны.
Также там указывается, что расследовавшая авиакатастрофу комиссия не нашла нарушений правил заправки самолета в аэропорту Сочи, правил рассадки пассажиров в салоне воздушного судна, а также загрузки и центровки перевозимого груза, вес которого составлял 150 килограммов. В комиссию, которая занималась расследованием крушения, входили эксперты Министерства обороны, представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Минтранса, Минпромторга, а также авиационного концерна «Туполев». Экспертам удалось почти посекундно восстановить картину случившегося на борту лайнера.
Ночью 25 декабря экипаж Ту-154 успешно выполнил перелет из аэропорта Чкаловский в Сочи. Посадка на аэродроме в Сочи была выполнена в 3 часа 43 минут для топливной дозаправки, причем пассажиры не покидали салон.
По данным комиссии, командир экипажа Роман Волков начал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле, на территории аэродрома, во время перемещения воздушного судна по рулежным дорожкам. «Данные затруднения были обусловлены сложной системой рулежных дорожек и наличием на аэродроме двух взлетно-посадочных полос», – говорится в документе. Пилот не мог понять, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы. До точки старта ему помог добраться автомобиль сопровождения.
Особая ситуация возникла на борту в 5-24 утра, на седьмой секунде после взлета. Ту-154 поднялся в воздух с курсом 238° на скорости 70 км/ч, когда командир Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели. При этом, считают эксперты, Волков упустил контроль за параметрами взлета сам и отвлек от полета членов экипажа.
После взлета командир задал лайнеру правильный 15-градусный тонгаж, однако совершил первое нелогичное действие, отклонив штурвал от себя. Это замедлило набор высоты. На 53-й секунде полета на высоте 157 метров командир воздушного судна приказал убрать закрылки, хотя регламент предполагает их уборку на высоте 500 метров. Волков продолжал отклонять штурвал от себя. В результате, когда самолет оказался на высоте 231 метр на скорости 360 км/ч, и перегрузки приняли отрицательное значение. Штурман корабля на выдохе произнес: «Ух, е-мое…!» После этого лайнер резко начал терять высоту на 6-8 м/с, сработала сирена и высветилось табло красного цвета «Опасно земля». Штурман спокойно продолжил начатую фразу: «…доубираются синхронно, епта, что за х…ня?!» При этом члены экипажа не обратили внимание на сработавшую сигнализацию и оставили без ответа фразу штурмана, заподозрившего неладное.
Затем командир совершил практически самоубийственные действия: за секунду накренил баранку штурвала справа налево из положения -10° до 53°, после чего отклонил левую педаль вперед на половину хода и начал отклонять колонку управления на себя. После этого маневра снижение пошло в три раза быстрее.
«Дальнейшая ситуация характеризовалась отсутствием адекватных изменению параметров полета действия органами управления самолетом, что было обусловлено нарушением пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна. В процессе развития особой ситуации члены экипажа информировали командира о срабатывании сигнализации ССОС и снижении воздушного судна», – сказано в заключении комиссии.
После того как 70-й секунде полета корабль находился всего в 90 метрах от поверхности воды, продолжая падать со скоростью 20 м/с, спасти ситуацию уже было невозможно. «Лица управления воздушным движением развитие особой ситуации не наблюдали, помощь экипажу оказать не могли», – говорится в сообщении Минобороны.
В результате самолет разбился о воду на скорости 540 км/ч. Все члены экипажа и пассажиры погибли, а судно полностью разрушилось. На борту находились 92 человека – члены экипажа, военные, артисты ансамбля имени Александрова, российские журналисты, а также Елизавета Глинка, известная как доктор Лиза. Они направлялись в Сирию, где должны были поздравить с Новым годом находящихся там российских военнослужащих, а также доставить гуманитарный груз.
Наталья Маевская