Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Экспертами названы драйверы развития волгоградской технологической долины
Фото:

Председатель комитета промышленности и торговли Волгоградской области Роман Беков и директор по новым проектам АО «РУСАЛ Урал» Алексей Арнаутов встретились На базе волгоградского алюминиевого завода и обсудили создание в регионе технологической долины – производственного кластера, обеспечивающего металлом не только внутренний рынок, но и стран партнеров. Что придаст дополнительный  толчок развития новым предприятиям – читайте в материале «Волга-Каспий».

В ходе встречи на заводе были достигнуты договоренности между администрацией региона и компанией РУСАЛ о развитии производственного кластера, который способствует созданию новых предприятий вблизи от производства первичного алюминия с возможностью прямых поставок жидкого металла. Однако для успешного развития новых производств необходимо поддерживать высокий спрос на алюминий, и для этого есть целый ряд драйверов.

Как отмечает директор по сбыту и маркетингу РУСАЛа Роман Андрюшин, наиболее перспективным потребителем отечественного алюминия сегодня может стать автопром. Российские заводы могли бы увеличить потребление алюминия в пять раз, но для этого необходимо увеличить число квалифицированных отечественных производителей комплектующих. Пока же отрасль потребляет до 2,5 раз меньше алюминия нежели в других странах.

– Только порядка 70,6 тыс. тонн алюминия идет на российский автопром — это меньше, чем 10% от общероссийского потребления. Для сравнения, мировое потребление алюминия в автопроме составляет порядка 30%, при этом в некоторых странах, например, в Германии — около 50%. У нас оно около 7%, — поделился Андрюшин, — и это проблема нашего автомобилестроения, так как у нас нет производителей в достаточном количестве и соответствующего уровня, чтобы конкурировать и поставлять качественные комплектующие из алюминия. Иначе потребление было бы минимум в пять раз больше.

Чтобы выправить ситуацию, необходимо взаимодействие как государства, так и предпринимателей и представителей отрасли. Топ-менеджер привел в пример развитие производства алюминиевых колес, где половина товаров – либо импортные, либо контрафактные. Такое положение, по мнению Андрюшина, нужно менять.

Что же касается производства электромобилей, которое требует немало алюминия (300-500 кг), то эта история пока не для России, – убежден топ-менеджер. В стране не хватает элементарной инфраструктуры и заправок. Кроме того, пользователей отпугивает их высокая цена. Однако экологичные авто востребованы на внешнем рынке, и РУСАЛ помимо “традиционных” автомобильных элементов, наращивает поставки алюминия для производства корпусов батарей для электромобилей.

Еще одно перспективное направление — сектор упаковки, где проходит “вторая алюминиевая революция”.

– Глобальный тренд на экологичность материалов в противовес огромной массе накопившихся пластиковых отходов и мусора, которые не только засоряют планету, но и сложны в переработке, сегодня определяет стратегии развития крупнейших брендов. Поэтому ведущие производители упаковки и напитков — это и PepsiСo, и Coca-Cola, и Ball — вышли в этом году с абсолютно бескомпромиссной инициативой перейти на алюминиевую банку во всех регионах своего присутствия. В Америке PepsiСo и Coca-Cola объявили о том, что soft drinks и питьевую воду начинают разливать только в алюминиевой таре, — поделился Андрюшин.

В пользу алюминиевой посуды говорит и отказ ведущих производителей от пластиковых одноразовых стаканчиков – при этом Европарламент уже принял закон о запрете использования одноразовой пластиковой посуды и трубочек с 2021 года.

Наконец, третий драйвер спроса на алюминий – строительная сфера. Крупные бренды выступают с инициативой производства продукции с пометкой об экологичности, поэтому алюминиевые материалы будут набирать обороты, считает Андрюшин. Так, например, более 20 застройщиков начали использовать в своих объектах алюминиевую проводку, позитивный опыт использования который подтвердили многие страны мира.

– В жилищном строительстве может применяться и медная проводка, и алюминиевая проводка. Они равнозначно безопасны и равнозначно обеспечивают требуемые потребительские свойства. Алюминиевая проводка — это проводка для массового строительства, она как минимум на 35% дешевле, чем медная, — привел пример Андрюшин. —  В структуре сбыта РУСАЛа доля проводки составляет менее 1% — порядка 15-20 тыс. тонн в год при продажах по России и СНГ около 1 млн тонн алюминия. Это незначительный объем, но значительные преимущества для потребителей.

В большом потенциале волгоградской промышленной площадки уверены и местные власти: так, по словам Романа Бекова, развитие производства ВГАЗ имеет большой потенциал.

– Мы видим хорошую перспективу дальнейшего развития площадки Волгоградского алюминиевого завода. Проект по формированию технологической долины реализуется именно в Волгоградской области, так как здесь для этого есть все необходимые условия. Сегодня в регионе создана основа для формирования полного цикла производства от выпуска металла-сырца до готовых изделий из него. В ближайшее время планируется запуск обновленной литейной площадки, — подчеркнул он.

По данным экспертов, рынок алюминия, который в последние годы опережал рынки других металлов по объемам производства и потребления, сейчас переходит “от бурного роста к зрелости”.  С начала года рост общемирового спроса на первичный алюминий замедлился почти до нуля, составив 49,5 млн тонн. При этом в мае 2019 года компания прогнозировала замедление мирового спроса до 3% (до 68 млн тонн), затем, по итогам полугодия, до 2% (67,5 млн тонн). Однако до падения роста спроса далеко – сейчас во всем мире потребляют около 90 миллионов тонн алюминиевых продуктов – ожидается, что к 2025 году эта цифра превысит 100-110 миллионов тонн.

Позитивный прогноз обещает и реализация национальных проектов – согласно планам Минпромторга потребление алюминия в России вырастет с 1,6 миллиона тонн до 2,5  уже к 2023 году. Но для этого необходимы дополнительные усилия по внедрению соответствующих решений, и это является “ключевой целью всего алюминиевого сообщества в России”. По мнению Андрюшина, для этого необходимо в масштабах всего рынка поддерживать и продвигать технологические, коммерчески востребованные и экологичные решения российских производителей.

Например, на площадке Волгоградского алюминиевого завода планируется наладить производство протекторов, предназначенных для защиты от коррозии трубопроводов, резервуаров, судов, отдельных корпусных конструкций и металлических сооружений, эксплуатирующихся в морской воде на объектах нефтегазового комплекса, а также создания на ВгАЗ производства строительных конструкций из фиксель-панелей. Создание новой площадки будет способствовать развитию региональной промышленной кооперации, при этом логистические возможности региона будут способствовать экспорту волгоградского алюминия.

 



Читать volga-kaspiy.ru в