Выберите дату:

Август 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Возможны ли в Волгограде приличные дороги?
Возможны ли в Волгограде приличные дороги?
Фото:

Волга-Каспий

Газета «Цена вопроса», 12 марта 2014 г.

Каждый автомобилист в Волгограде знает, кто в ответе за плохие дороги. Дорожники и чиновники – вот они – Сцилла и Харибда транспортной проблемы областного центра. Даже губернатор Волгоградской области Сергей Боженов на первоапрельском митинге «Дураки и дороги» в 2012 году признал, что у него имеются претензии и к тем, и к другим. «Чуть-чуть недокладывают щебенки, чуть-чуть – присадки», – говорил он с трибуны на площади Павших Борцов освиставшей его толпе и грозил недобросовестным работникам строгим надзором с последующими оргвыводами. Прошло два года. Массовых посадок расхитителей битума и щебенки не последовало. Денег в инфраструктуру стали вкладывать больше. Увы, на качестве дорог это не отразилось. До сих пор никто внятно не ответил на вопрос: что нужно для того, чтобы они перестали напоминать прифронтовые трассы. Чтобы разобраться в целом клубке далеко не риторических вопросов, редакция на условиях анонимности побеседовала с экспертом, который сам трудится на нелегкой ниве асфальтоведения. И вот что выяснили…

 

А ЛЮДИ ГИБНУТ…

Согласно статистике госавтоинспекции, неудовлетворительное состояние дорог и улиц стало причиной гибели 44 человек в Волгограде. Это более половины всех летальных случаев на трассах города, которых в 2013 году было 86. Плохие дороги в Волгограде – это уже не просто проблема, не решаемая годами. Это бренд наряду с горчичным маслом и танцующим мостом. Правда, вряд ли он привлечет в город туристов или инвесторов.
Видя бездействие мэрии, отдел ГИБДД УМВД России по Волгограду направил в 2013 году в администрацию несколько тысяч предписаний и рекомендаций. Все они касались устранения нарушений и изменения организации дорожного движения на сотне аварийных участков. Однако чиновники просто проигнорировали большинство гаишных эпистол. На те же обращения, которые власти удостоили внимания, были получены формальные ответы «о значительной диспропорции между количеством автомобилей и геометрическими параметрами улиц и дорог Волгограда, спроектированными в 50-х годах 20-го века», «необходимости изучения распределения и интенсивности транспортных и пешеходных потоков», «разработки проектов» и «отсутствии финансирования».

ВИНОВАТ ПОЖИЛОЙ ЩЕБЕНЬ

Обратите внимание на последнюю причину – недостаток средств в казне. Действительно ли в бюджете нет денег на инфраструктуры – или это лукавство? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы попросили нашего эксперта рассчитать примерную стоимость работ по ремонту участка обычной городской дороги. Итак, по примерным оценкам, на то, чтобы сменить асфальтобетонное покрытие на одном километре автопути шириной 7 м, необходимо около 6 млн рублей. Ямочный ремонт на той же площади стоит дороже на треть и, что парадоксально, будет трудозатратней. Но, несмотря на это, дороги предпочитают все же латать. Правда, такой ремонт ненадолго облегчает жизнь автомобилистов, а зачастую существенно осложняет ее. Обычно вокруг залитой асфальтобетоном ямы в скором времени появляются новые колдобины, а потом разрушается и свежий асфальт.
Дилетантский, но логический вывод из всего вышесказанного: следует не латать, а менять асфальтпокрытие! Допустим… Удивительно, но даже это существенно не изменит существующее положение дел. Весь корень зла находится как раз под дырявым, как сыр Маасдам, асфальтом. Фундамент волгоградских дорог – щебеночное основание – уже давно пришел в негодность, а это значит, что около 1200 км транспортных сетей с твердым покрытием требует капитального ремонта. То есть замены всего под корень… Один километр таких работ на дороге шириной 7 метров будет стоить в районе 10-15 млн рублей. То есть областному центру на все эти дела нужно где-то 12-18 млрд рублей. Если учесть, что в Волгограде имеются дороги и пошире, а чтобы отремонтировать некоторые направления, нужно разобраться как минимум с бесхозной ливневкой, то сумма обновления инфраструктуры города с лихвой перевалит за 20 млрд рублей. Тут явно не обойдешься выделяемым городу одним миллиардом рублей и на ремонт, и на содержание дорог.

 

НОВОГОДНИЕ КОНКУРСЫ

Если же представить невозможное и вообразить, что пара десятков миллиардов все же каким-то волшебным образом поступила в казну города, изменит ли это ситуацию? Не факт. Есть еще одна проблема… Эффективно ли будут использованы эти деньги? Ответы на эти вопросы иллюстрируют десятки криминальных и околокриминальных скандалов.
Так, в 2012 году правительство Волгоградской области выделило Волгограду около 706 миллионов рублей на капитальный ремонт дорог и внутриквартальных проездов. Освоено было чуть более 579 миллионов рублей. Чиновники попросту не успели освоить всю сумму. И вовсе не потому, что в мэрии не знали, на какой объект потратить эти миллионы. Городские власти имели обыкновение (надеемся, это в прошлом) проводить конкурсы для подрядчиков на выполнение работ не просто слишком поздно, а и вовсе затягивать с ними до зимы. Хотите конкретики? Пожалуйста! В 2011 году в рамках реализации федеральной программы «Дворы России» Волгограду выдали ранее невиданную для подобных работ сумму – 500 млн рублей. Власти города планировали с апреля по ноябрь 2011 года провести ремонт в более чем 200 дворах города. Однако дорожники в срок не уложились. А все потому, что некоторые из конкурсов были проведены аккурат в канун наступления календарной зимы. В итоге рабочие укладывали остывший асфальт в лужи и снег. Такой капитальный ремонт продержался меньше чем полгода. В некоторых местах новые дороги были уложены поверх ливневки, а асфальт легко отковыривался пальцем. Данные факты не ускользнули от бдительного ока прокуратуры, и на исполнителей госзаказа посыпались иски с требованием переделать за свой счет работу, по сути, из-за разгильдяйства чиновников.
К примеру, от прокуратуры Тракторозаводского района досталось МУП «Трест «Дормостстрой» и ООО «Водстрой-Сервис». Их обязали выполнить гарантийный ремонт во дворах домов по ул. Грамши, №47, Льговская, №18, Днепрогэсовская, №3, 33, 31 и Николая Отрады, № 17, 15, 15 «а».

 

ВОРУЮТ, НО НЕЧАСТО

Дальше – больше. Правоохранители, начав разбираться в тонкостях работы дорожников, вскрыли куда более любопытные факты. Тут мы плавно переходим к ответу на вопрос о хищениях в дорожной сфере. Результаты проверки расходования денег в рамках программы «Дворы России» стали поводом для возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). Прокуратурой Тракторозаводского района совместно с отделением №1 отдела по экономической безопасности и противодействию коррупции УМВД России по Волгограду установлено, что некоторые внутриквартальные дороги были отремонтированы только на бумаге. Так, подрядчик МУП «Трест «Дормостстрой» направил в МУ «Комдорстрой» акты о приемке выполненных работ по восстановлению внутридворовых дорог в Тракторозаводском районе. При этом ремонт по ряду контрактов был выполнен не в полном объеме. А в 2013 году надзорный орган уличил ООО «БиО-Строй» в том, что субподрядчик ООО «ДСК «Волга» вместо пятисантиметрового слоя асфальта укладывал на дороги Волгограда от одного до двухсантиметрового слоя. Несмотря на явное нарушение технических и проектных требований, МУ «Комдорстрой» принял работы, на которые было затрачено 2 млн рублей.
Тем не менее наш эксперт уверен, что это единичные случаи, которые не являются повсеместной практикой. По его мнению, чаще дорожники мухлюют при закупке асфальтобетонной смеси. К примеру, берут её за наличку на небольших заводах на 30% дешевле. Часто ненадлежащего качества. Сэкономленное идет в карман или на «надбавки» к зарплатам.

 

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

Дороги и дорожники… Это сегодня одна из самых обсуждаемых сфер бытия в нашем регионе. Разумеется, обросшая мифами и легендами. Вот некоторые из них…
Откаты. В сфере дорожного строительства, если нечистый на руку чиновник и получает взятку, то вовсе не за помощь в заключении контракта. Все гораздо интереснее. Дело в том, что сегодня дорожникам оплачивают работу только после ее окончания. Позиция властей – никаких авансов. Нередко возникают проблемы получения заработанного после окончания работ. Но иногда можно договориться. Платишь 10% от заработанной суммы и получаешь расчет в кратчайшие сроки.
Укладка асфальта в лужи. Или ямочный ремонт в непогоду и мороз. Оказывается, как правило, что подобные работы выполняются по предписанию надзорных органов в экстренном порядке. То есть предписала та же прокуратура устранить ямы на участке дороги в срок не позднее 20 декабря, значит, дорожники будут месить грязь пополам с асфальтобетоном. А ведь это самое ямочное латание даже не проходит по статье расходов. Это отдельная строчка в дорожном бюджете – содержание транспортной инфраструктуры. Естественно, асфальт, уложенный зимой, недолго прослужит, но, если предприятие, обслуживающее дорогу, не сделает латку, ему грозит штраф в 300 тысяч рублей. Подрядчик обязан обеспечить безаварийный проезд, но ямочность так велика, что выделенных из бюджета денег не хватает.
Еще один миф: в Волгограде нет необходимых специалистов в сфере дорожного строительства и предприятий, способных качественно делать свою работу. Наш собеседник навскидку назвал семь местных подрядных организаций, способных на работы любой сложности. По его словам, проблемы начинаются, когда невесть откуда появившиеся вдруг фирмы решают получить контракт любой ценой. Участвуя в аукционе, они откровенно демпингуют, снижая сумму потенциального контракта на 20-30%. Понятно, что выполнение требуемого объема работ попросту не окупится. В итоге такой подрядчик, выигравший конкурс на подобных условиях, уходит, не сделав и половины работы. А чаще просто выполняет её с сомнительным качеством.
И все же, главный вопрос: могут ли волгоградцы надеяться на то, что дороги города перестанут напоминать наследие Великой Отечественной войны? На него наш собеседник ответил так: для этого, во-первых, потребуются немалые регулярные денежные вливания, в несколько раз превышающие те, что бюджет может позволить себе сейчас. Во-вторых, администрация Волгограда должна подходить к решению дорожной проблемы системно, придерживаясь намеченного плана и проведя паспортизацию транспортной сети. В-третьих, тендеры на получение контракта по ремонту и содержанию дорог должны проводиться в феврале и заканчиваться в мае. Это как минимум позволит закупать материалы для работ по низким ценам. В-четвертых, властям стоит вернуть старую практику выдачи авансов дорожникам, которые едва сводят концы с концами на банковских кредитах.
А как оно там будет?

 

Большегрузы должны обходить

Правительство Волгоградской области установило максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, а также платным участкам таких дорог. Соответствующее постановление подписал вице-губернатор, председатель правительства региона Олег Керсанов. А вице-губернатор, руководитель аппарата губернатора и правительства Волгоградской области Алексей Бургучев утвердил размер платы за проезд по таким дорогам.

Исходя из документа, для мотоциклов с прицепом и без оного, легковых автомобилей с прицепом и без такового, фургонов и микроавтобусов с габаритной высотой с учетом перевозимого груза над передней осью до 2 метров максимальный размер платы за километр составит 8 рублей. Для этой же категории транспорта с габаритной высотой с учетом перевозимого груза над передней осью от 2 до 2,6 метра плата увеличится до 14 рублей за километр. Проезд грузовых автомобилей, трейлеров и автобусов с высотой над передней осью свыше 2,6 метра составит 20 рублей за 1 км. А специализированные крупногабаритные транспортные средства с тремя осями и более смогут проехать по платной дороге за 28 рублей за километр.
Любопытно, что в постановлении правительства не указывается перечень платных дорог, за проезд по которым теперь придется раскошелиться автолюбителям. Причем в свете сегодняшнего безобразного состояния магистралей в Волгограде и области «ноу-хау» руководства региона вряд ли можно считать удачным.
Могие водители считают, что приплачивать за проезд по разбитым дорогам им должны именно областные власти, так как ремонт вышедших из строя на таких дорогах автомобилей обходится недешево. Впрочем, как пояснил источник в правительстве региона, решение об установлении платы за проезд по платным дорогам касается в первую очередь проекта «Обход города Волгограда. Южная часть», для реализации которого областные власти еще с осени прошлого года ищут инвестора на основе государственно-частного партнерства.
А пока концедент – Волгоградская область – принимает на себя часть расходов на создание автомобильной дороги (капитальный грант) в размере, установленном по результатам проведения конкурса, вводит критерий конкурса «плата концедента» и ограничение по сроку строительства дороги, который не должен превышать 60 месяцев со дня получения разрешения на строительство. Инвестор будет получать плату за проезд по магистрали, а через 35 лет трасса перейдет в собственность региона.
Возведение новой дороги, по предварительным расчетам, обойдется в 14,5 миллиардов рублей. Конкурс планируется завершить к осени будущего года. Но уже понятно, что на реализацию этого проекта уйдет несколько лет. Так, например, только изъятие земельных участков, по которым пройдет будущая дорога, в собственность Волгоградской области планируется завершить к концу 2015 года. Между тем трасса «Обход города Волгограда. Южная часть» может стать платной еще даже на стадии строительства. То есть достаточно ввести в эксплуатацию часть трассы, чтобы водители платили за проезд по этому участку.
И все же с необходимостью ввести объездную дорогу трудно поспорить. Транзитные большегрузы в сезон сплошным потоком идут через Волгоград, разбивая до основания километры городских дорог. Асфальт у нас, как известно, в жару превращается в вязкий податливый пластилин. То есть реализация проекта «Обход города Волгограда. Южная часть» – реальный шанс хоть как-то исправить катастрофическую ситуацию с дорожной одеждой города-героя. По крайней мере, пока большегрузы не пойдут в объезд, говорить о качественном городском асфальте нам не придется.

 


Оценить материал

Читать volga-kaspiy.ru в