На площади Металлургов в Краснооктябрьском районе Волгограда прошёл митинг перевозчиков и водителей маршрутных такси против внедрения новой транспортной схемы.
Как сообщил с места событий корреспондент ИА «Волга-Каспий», мероприятие началось примерно в 13:10 и продлилось немногим более часа. При заявленном количестве участников в пятьсот человек на митинг пришли около двухсот: некоторые маршрутчики предпочли не сходить с маршрута в будний день. Помимо водителей и членов их семей, протестную акцию посетили представители организаций-перевозчиков, оппозиционные политики, недовольные действиями властей горожане и журналисты.
Суть требований митингующих сводилась к отмене постановлений городской администрации, принятых в рамках внедрения новой транспортной схемы. Напомним, эти документы предусматривают ликвидацию 72 популярных микроавтобусных маршрутов, в том числе 1с, 2с, 6к, 7к, 10, 10а, 15с, 40, 59, 80, 88, 91а и других. Уже этой весной власти рассчитывают заменить привычные для волгоградцев маршрутки крупногабаритными газомоторными автобусами.
По словам Алексея Пастухова, одного из организаторов митинга, водителями маршрутных такси в Волгограде работают около пяти тысяч человек, и в результате внедрения новой транспортной схемы все они могут остаться без работы.
– На протяжении многих лет мы осуществляли перевозки автобусами малого класса. Порядка 96 маршрутов покрыли плотной сетью не только центральную часть города, но и окраины, куда раньше транспорт общего пользования не доходил, – подчеркнул Алексей Пастухов. – На сегодняшний день администрация выдала нам документы, позволяющие работать до апреля следующего года. Мы находимся в неопределённой ситуации. Что будет после апреля – будем мы работать или нет? Представители властей нам сказали, что никаких гарантий дать не могут. А скорее, просто не хотят.
Волгоградский общественный активист Алексей Ульянов в своём выступлении также указывал на тот факт, что ликвидация популярных микроавтобусных маршрутов приведёт к росту социальной напряжённости.
– Многие водители маршрутных такси уже обновили автопарк: они ведь сами понимают, что близится 2018 год, что перед чемпионатом надо покупать новый транспорт. Они только что приобрели машины, и тут им сообщают, что буквально завтра они просто перестанут работать. Это очень серьёзная проблема для данной группы людей, поскольку лизинги и кредиты – обязательства, которые нужно исполнять, а при отсутствии заработка это невозможно. Увеличится количество граждан, которые будут жить в долгах. Зачем искусственно создавать и обострять такую проблему, как это делают сейчас власти, я не понимаю, – сказал Алексей Ульянов.
Пассажиры недовольны, политики бездействуют
Среди участников митинга были не только водители и члены их семей, но и обычные волгоградцы – преимущественно жители отдалённых частей города, где маршрутки являются единственным доступным видом транспорта. Новая транспортная схема предусматривает ликвидацию ряда маршрутов, у которых отсутствуют муниципальные «дублёры», из-за чего волгоградцы, живущие на окраинах, рискуют остаться без прямого сообщения с центром города.
– Я живу в Красноармейском районе, в посёлке Судоверфь, – говорит Любовь Литвинова, пенсионерка из Волгограда. – Если у нас отнимут маршрутку 5а, нам придётся снова, как раньше, долго и с большими усилиями добираться до автобусной остановки. Я писала письма и в нашу городскую администрацию, и в Москву, и в Ростов – везде ответ один: всё опять спускают в Волгоград, чтобы здесь чиновники решали на месте. Но ни один чиновник за всё время так и не отреагировал! Получается, нас хотят лишить возможности пользоваться удобным, доступным транспортом и заставить ходить пешком.
С аналогичными жалобами выступили и жители посёлка Латошинка на северной окраине Волгограда. По их словам, единственная альтернатива маршрутному такси 10а, курсирующему между посёлком и микрорайоном Жилгородок, – это дачный автобус №109, который прекращает осуществлять регулярные рейсы 15 октября. Таким образом, с середины осени жители Латошинки окажутся полностью изолированными от «внешнего мира» – и никаких вариантов решения этой проблемы разработчики новой транспортной схемы им не предлагают.
Крупные политические партии митинг проигнорировали. Спикеры из КПРФ и ЛДПР, первоначально объявившие о намерении выступить на мероприятии, в итоге на него так и не пришли. Организаторы митинга сообщили, что предлагали выступить и чиновникам из администрации, но те не ответили на приглашение. Таким образом, принцип «открытой власти» оказался в очередной раз дискредитирован.
В результате протестную акцию посетили только представители оппозиционных партий «Яблоко» и «ПАРНАС». Их выступления в значительной степени были насыщены предвыборной риторикой и призывами повлиять на ситуацию при помощи демократического голосования, а также критикой «Единой России».
– Я считаю, что митинг не решит проблему, – заявил Игорь Конотопов, кандидат в депутаты от партии «ПАРНАС» по Заволжскому округу №84. – Возможно, ситуация изменится, если митинги станут регулярными и начнут проводиться не в Краснооктябрьском районе, а в центре города, где о них узнает большинство жителей. Власти специально делают так, чтобы эти акции увидело как можно меньше людей. Соответственно, единственная реальная возможность для жителей города чего-то добиться – прийти на выборы и проголосовать. Маршрутчики вместе с членами их семей – это порядка 25 тысяч избирателей, то есть около 5% голосов при низкой явке. Эти проценты могут быть отобраны у «Единой России», вот это и будет реальным результатом.
По словам выступавших на митинге перевозчиков, один из основных аргументов, который чиновники приводят в оправдание новой транспортной схемы – это далёкое от идеального состояние микроавтобусов. Однако многие организации, осуществляющие перевозку пассажиров при помощи маршрутных такси, уже давно обновили автопарк – и всё равно продолжают сталкиваться с претензиями. Кроме того, бизнесмены хотят иметь уверенность в завтрашнем дне: у них нет стимула приобретать новые вместительные автобусы в ситуации, когда маршруты могут ликвидировать уже ближайшей весной.
«Новая транспортная схема» или монополизация бизнеса?
По мнению Татьяны Михайленко, руководителя маршрутов 10 и 10а, все вопросы с реализацией транспортной схемы в конечном счёте упираются в коррупцию и методичное разрушение малого бизнеса властями региона. Несмотря на то, что на подконтрольных ей маршрутах произошла почти полная замена старых «Газелей» на новые комфортабельные микроавтобусы, чиновников такие действия всё равно не впечатлили.
– Ещё в прошлом году администрация предлагала нам обновить транспорт, – говорит Татьяна Михайленко. – Мы обновили автопарк на 88%, из 105 единиц транспорта у нас осталось не более пятнадцати старых микроавтобусов. Наши маршруты – единственные в городе, где такой высокий процент новых машин. Мы неоднократно получали от городской администрации диплом «Лучший перевозчик города», ведём благотворительную деятельность. И получается, что в этом году нам одной рукой вручают диплом, а другой – «убивают». Я думаю, что в апреле-мае нас ликвидируют. Пройдёт несколько месяцев, и маршрут начнут восстанавливать. Как перевозчик мы будем уничтожены, но уже сейчас нам поступают предложения от администрации города о покупке наших маршрутов. Может быть, они возродятся под другим номером – и в «надёжных» чужих руках. Нас хотят уничтожить, чтобы заменить другими перевозчиками, которые будут полностью подконтрольны властям.
Один из наиболее вероятных кандидатов в «преемники» нынешних перевозчиков, который в будущем может стать монополистом на транспортном рынке Волгограда – ПАТП №7, уже получившее в своё распоряжение первую муниципальную парковку рядом с вокзалом и пользующееся значительной поддержкой мэрии. Не исключено, что именно под его контролем будут «реанимированы» популярные маршруты микроавтобусов после разорения и ликвидации конкурентов-«частников». При этом представители ПАТП №7 назвали «некорректными» адресованные им вопросы об убытках, которые предприятие несёт после запуска плохо окупаемых маршрутов газомоторных автобусов.
Крупногабаритные автобусы «Волгабас», которыми власти планируют заменить маршрутные такси, не только неприбыльны. Их водители зачастую допускают те же нарушения, в которых традиционно обвиняют маршрутчиков – высаживают пассажиров вне остановочных пунктов, которых в областном центре не так уж много, и работают без кондукторов. Ко всему прочему, более крупный размер транспортных средств неизбежно приведёт к ещё более серьёзным пробкам: к примеру, газомоторному автобусу куда сложнее разъехаться с троллейбусом, нежели небольшой маневренной маршрутке.
В ожидании реакции властей
Волгоградский общественный активист Алексей Ульянов уверен, что митинг привлёк внимание общественности к недостаткам новой транспортной схемы и в долгосрочной перспективе может поспособствовать внесению изменений в проект.
– По поводу самого проекта транспортной схемы я могу сказать, что в нём огромное количество недоработок, – подчеркнул Алексей Ульянов. – Даже сами авторы схемы признают, что её придётся доделывать, и не один год. У проекта есть свои сильные и слабые места, но основная проблема – в том, что его планируется реализовать молниеносно. К новой транспортной схеме собираются перейти всего за год-полтора. Люди тридцать-сорок лет строили в городе транспортную систему, и так быстро её разрушать – в корне неверно. Перевозчикам нужно более глобально подойти к вопросу, определить круг переговорщиков, консолидироваться и максимально друг друга поддерживать. Нужно проводить новые протестные акции – реакция на них однозначно есть, пускай и не мгновенная. Когда проблема будет стоять остро, властям придётся пойти на уступки и хотя бы частично пересмотреть свою позицию, перейдя от полного игнорирования критики к выстраиванию нормального диалога.
По итогам митинга был принят проект резолюции, в котором перевозчики предлагают мэрии отменить постановление о ликвидации микроавтобусных маршрутов и выражают готовность перейти к переговорам, но при этом заявляют о недоверии к органам законодательной власти. В том случае, если чиновники не обратят внимания на их протесты, участники мероприятия пригрозили перейти от митингов к более решительным действиям: забастовкам и стачкам. По их мнению, несколько «дней без маршруток» наглядно продемонстрируют волгоградцам, к чему приведёт внедрение новой транспортной схемы. Кроме того, в течение осени перевозчики планируют провести ещё несколько протестных акций.
Сергей Иванов