Российские нефтяные компании рассматривают возможность повышения розничной стоимости бензина с 1 января 2015 года, – цитирует ИА «Волга-Каспий» ТАСС, которое получило эту информацию из двух источников в нефтяных компаниях.
“Ориентир – примерно на рубль”, – уточнил один из них. “Это способ отыграть влияние налогового маневра”, – подтвердил другой источник.
2015-й – год “налогового маневра”: поэтапно за три года должны снизиться вывозные таможенные пошлины на нефть (в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз) в зависимости от их вида и повыситься ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз). Соответственно, ожидается рост внутренних цен на нефтепродукты. По оценке Минэнерго, бензин в течение года подорожает примерно на 10%.
Кроме того, поднимается акциз на бензин и дизельное топливо пятого экологического класса (“Евро-5”).
Маневр на повышение
“Налоговый маневр” отразится на ценах, уверен глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. “Но когда это произойдет – с 1 января, с 10 января или с 1 февраля, сложно сказать”, – заметил он, подчеркнув, что считает рост розничных цен неизбежным. “Также сложно сказать, будет ли рост плавным, в течение года, или скачкообразным. Скорее всего, эти 10% роста будут распределены в течение года”, – добавляет Аркуша.
Директор по развитию бизнеса независимого агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов напротив сомневается, что текущая конъюнктура рынка создает поводы для существенного удорожания бензина на заправках в ближайшие недели. “Даже с учетом удорожания оборотных средств из-за роста ставок по кредитам себестоимость бензина у розницы увеличится максимум на 1 тыс. руб. за тонну. А снижение цен на бензин в Европе ограничивает возможный отток бензина на экспорт”, – отмечает эксперт.
Замглавы агентства “Алгоритм. Топливный интегратор” Виктор Костюков считает, что потенциал роста оптовых цен исходя из экспортной альтернативы есть только у дизельного топлива. Розничные цены, по его мнению, – это “чистая политика”.
Биржевая цена дизеля в России – около 30 тыс. руб., а экспортная альтернатива с учетом “налогового маневра” – 34,4 тыс. руб. за тонну. Таким образом, потенциал роста цен составляет порядка 4 руб., подсчитал Костюков. По бензину Аи-95 экспортная альтернатива составляет до 30 тыс. руб. и ближе к 29 тыс. руб. за тонну. А на Ярославском НПЗ Аи-95 отпускается по 33 тыс. руб. за тонну. “Внутренний рынок уже премиальный, и роста не должно быть, если сами участники рынка не будут его подогревать”, – резюмировал эксперт.
“Необходимо учесть факторы, которые влияют на рост цены”
В ЛУКОЙЛе подтвердили рост цен на нефтепродукты после Нового года, но представитель компании не стал комментировать возможные темпы роста.
“Необходимо учесть факторы, которые влияют на рост цены, такие как, например, рост железнодорожных тарифов и изменение налогового режима для нефтяной отрасли”, – сказал ТАСС представитель “Роснефти”, подчеркнув, что “компания осознает социальную ответственность и принимает меры по предотвращению скачков цен”.
Источник ТАСС в компании отметил, что цены на бензин в крупнооптовом сегменте реализации на Санкт-Петербургской бирже последние несколько недель снижались.
“Тенденция подтверждена масштабным снижением цен на нефтебазах “Роснефти” в России, таким образом, учитывая и сезонный фактор (зима является традиционным периодом “слабого” потребления бензинов), рост цен 1 января, тем более столь драматичный, на АЗС “Роснефти” является крайне маловероятным”, – сказал источник.
В “Башнефти” оставили запрос ТАСС без комментариев, отметив, что с 24 декабря на заправках “Башнефти” литр бензина основных видов подешевел на 20 копеек.
В “Газпром нефти” ТАСС сообщили, что сеть АЗС компании не планирует повышать розничные цены с 1 января 2015 года.