Для конкуренции крупному ретейлу фермерам предлагают объединиться для создания общей инфраструктуры, складских и перерабатывающих объектов. Эксперты ОНФ заявили о необходимости господдержка для создания логистических центров, где продукция, выращенная мелкими хозяйственниками, может храниться, фасоваться и направляться в торговые сети, магазины шаговой доступности, на ярмарки и рынки.
Как сообщает ИА «Волга-Каспий», Общероссийский Народный фронт предложил простимулировать фермеров объединить усилия для реализации их собственной продукции без посредников, сократить путь от поля до прилавка. Согласно статистике, фермерское хозяйство производит 50% общего объема аграрной продукции, при этом обеспечивает занятость сельского населения, содействует развитию местных бюджетов, сохраняет от деградации земельные ресурсы. Но для того, чтобы стать конкурентом крупным торговым сетям, фермерам необходим свой рынок сбыта.
Сегодня одной из основных проблем развития сельскохозяйственной отрасли является отсутствие мотивации у малых и средних сельхозпроизводителей объединяться, считает считает эксперт рабочей группы ОНФ, вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ольга Башмачникова: «У фермеров нет свободных денежных ресурсов для создания общей инфраструктуры, в том числе складских и перерабатывающих объектов, а льготные кредиты остаются для них недоступны. Для объединения фермеров нужна стартовая господдержка через создание системы кооперативных логистических центров, где продукция, выращенная мелкими хозяйственниками, может храниться, фасоваться и направляться в торговые сети, магазины шаговой доступности, на ярмарки и рынки».
А фермеры ежедневно сталкиваются с проблемой сбыта продукции. Из-за отсутствия складских помещений они вынуждены сбывать продукцию перекупщикам, либо распродавать за бесценок, пока они не испортились. А плохо развитая инфраструктура вынуждает фермерам тратить время на получение разрешений на забой скота, ветеринарные справки и оформление прочей документации. Также мелкие производители не располагают актуальными сведениями о состоянии рынка, что приводит к перепроизводству продукции, трате сил и ресурсов.
Как заявляют эксперты, с 2015 г. в России осуществляется господдержка строительства оптово-распределительных центров: государство компенсирует часть затрат на строительство данных объектов. Но за прошлый году в рамках этой программы был реализован только один проект, что явно недостаточно для текущих нужд.
«Возникает и еще один важный вопрос: как смогут эти центры изменить ситуацию со сбытом продукции малыми и средними товаропроизводителями, если в стране до сих пор нет действенной сельскохозяйственной кооперативной сети? Как будет государство обеспечивать доступность создаваемых ОРЦ для разрозненных отечественных фермеров?» – задается вопросами Ольга Башмачникова. Помимо этого, Минсельхоз России, отвечающий за реализацию этого направления, до сих пор не создал единую систему государственного регулирования деятельности создаваемых с господдержкой оптово-распределительных центров, не обозначил единых стандарты управления и контроля за ними.
Как заявляет эксперт рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика», глава крестьянского хозяйства Новгородской области Иван Пиреев, стоит обратиться к опыту зарубежных коллег: «Важно, что товаропроводящая сеть доступна для мелких и средних отечественных сельхозпроизводителей, но стратегический контроль за ней осуществляет государство. В России же тратят миллиарды бюджетных средств на помощь в строительстве торговой инфраструктуры коммерческим компаниям. У нас должна быть сформирована
федеральная государственная товаропроводящая сеть, кооперативный торговый бренд – достойный конкурент существующему крупному ретейлу, которая простимулирует кооперацию отечественных сельхозтоваропроизводителей с целью реализации их собственной продукции без посредников, кратно сократив путь от поля до прилавка», – подчеркнул он.
По словам эксперта, развитие системы фермерской торговли, обеспечит населения качественной и доступной продукцией. Кооперативные магазины, закупка местной продукции для обеспечения государственных социальных и образовательных учреждений – садов, школ, больниц – должно стать нормой. Гарантированный сбыт – это основной стимул для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования.
По традиции, при масштабных федеральных программах на местах ситуация разнится кардинально: местные власти последовательно «душат» мелкий бизнес. Ликвидируются или сносятся «под корень» рынки, на месте которых планируется возвести всё такие же торговые объекты, но уже соответствующие положенным нормам. Предпринимателям, торгующим на этом месте уже много лет, не положено никакой компенсации, примером тому служит рынок на Новороссийской, который обещали закрыть в апреле – по мнению городских властей, эта территория в принципе не считается рынком. Недовольны таким раскладом не только продавцы, многим из которых не по карману приобретение новой площади, но сами горожане, привыкшие покупать свежие продукты в шаговой доступности.
Кроме того, массово ликвидируются ларьки и торговые павильоны – все они, как один, либо нарушают строительные/санитарные/торговые нормы, либо не вписываются в стратегию развития региона, обозначенную лично губернатором Андреем Бочаровым. Перенести торговые точки, обеспечивающие рабочие места и предоставляющие жителям свежую и дешёвую продукцию, предлагается далеко во дворы или на отшиб, в то время как крупные розничные сети расположились на каждом приметном углу.
Пока волгоградские власти ратуют за упорядочивание розничной торговли, которое вернёт налоги в бюджет, создаст здоровую конкуренцию и рабочие места, да ещё и встроит в концепцию развития города современные объекты, что заменят торговые ларьки и палатки, волгоградцам остаётся только надеяться, что муниципалитет не пустит мелкую розничную торговлю под нож, а реформирует и оживит её, и сохранит жителям города-героя доступ к плодоовощной и иной торговле в удобной форме. За примером не нужно идти далеко – взять хотя бы Усачевский рынок столицы. Там успешно соседствует торговля продовольственными товарами и национальные фудкорты, где можно отведать блюда грузинской, еврейской и узбекской кухни. В здании рынка удобно зонирована территория, а благодаря уникальному внешнему виду фасада, отделанного старинным кирпичом, рынок стал не только популярным торговым центром, но и туристическим объектом.
Согласно данным Росстата, с 2010 по 2017 год доля розничных рынков в общем обороте торговли по России упала с 14 до 6,6%, а число рынков в России за последние семь лет сократилось сразу в пять раз. Вот и получается, что фермеру, поддержать которого обещает и федеральная власть, и общенародные фронты, некуда податься, и негде реализовывать продукцию, выращенную нелёгким трудом.