Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Буксуют ли в стране нацпроекты?
Фото:

Пока чиновники считают национальные проекты панацеей для хозяйственного прорыва и отличным инструментом решения застарелых экономических проблем, в народе считают, что нацпроекты не выдерживают испытания современной российской реальностью и не оказывают серьезного эффекта. «Волга-Каспий» решили оценить, так ли буксуют нацпроекты, и в чем расходятся планы с их реализацией. 

Месяц назад на обсуждении поправок в бюджет на 2019 год депутаты Госдумы обратили внимание на несогласованность действий министерств и ведомств по выделению и освоению средств, слабую координацию действий федеральных и региональных властей, а также на относительно низкую общую эффективность предпринимаемых мер в рамках реализации национальных проектов – парламентарии отметили, что на конец мая более половины нацпроектов были финансово исполнены менее чем на 20% от годовых лимитов.

Однако, оценивая перспективу нацпроектов, нужно разделять оценку исполнения нацпроектов в этом году и отдалённую перспективу: отсутствие распределения региональных субсидий объясняется тем, что субъекты федерации конкурируют за федеральные фонды и окончательно  средства распределят к моменту формирования бюджета на 2020 г.

В целом, из 1,72 трлн рублей, которые должны быть направлены на финансирование национальных проектов в этом году, лимиты бюджетных обязательств доведены на 95,8%. Исключение составляют нацпроект «Экология» (а именно его «мусорный» подпроект «Чистый воздух») и нацпрограмма «Цифровая экономика» – их показатели равны 79,1% и 63,0%, и они объясняются  изменением сводных бюджетных росписей в текущем году, и тем, что по ним объёмы выделяемых средств были и их необходимо согласовать с исполнителями.

Важно учитывать и кассовое исполнение финансирования нацпроектов: отставание от средних показателей по бюджетной сфере обусловлено тем, что ряд нацпроектов предполагает массированные вложения в объекты инфраструктуры и сложные строительные работы, а также тем, что некоторые проекты находятся на зачаточной стадии развития.

Среди проектов, которые наиболее последовательно контролирует Минфин, выделяются три национальных проекта – это нацпроекты по развитию малого и среднего предпринимательства, стимулированию экспорта и международного сотрудничества и повышению производительности труда. Как пишет «МК», кассовое исполнение обеспечения проекта по малому и среднему предпринимательству составило 33,1% от годового плана; проекта по международному сотрудничеству – на 35%; базовая программа проекта по повышению производительности труда была профинансирована на 74,9% от годового лимита.

Важно отметить, что 2019 год – год старта национальных проектов: их паспорта их утвердили только в конце 2018 г., объём финансирования составляет только 12,9% от шестилетнего плана, инвестиции из региональных бюджетов приходят в мизерных объёмах, а поступления из внебюджетных источников отсутствуют как таковые. При этом крупные нацпроекты, решающие проблемы дорог, экологии и магистральной инфраструктуры сложны в своём исполнении и требуют массы предварительных согласований, проектировок и подготовительных работ, что значительно отодвигает сроки их запуска. Несмотря на это, федеральный центр старается  обеспечить новым проектам своевременное и достаточное финансирование, а значит, задержки их реализации происходят из-за внутренних проблем. Причин тому может быть две – первая это разнородность национальных проектов, которые состоят как из организованных сфер работы, так и новых, непроработанных направлений. Вторая причина – перемены в российской экономике с момента первой «волны» нацпроектов в 2007-2008 гг. За это время в стране усилилась коррупция, снизилась управляемость регионами, и вместо стремления интегрироваться в глобальную экономику Россия пытается обойтись собственными силами.

В этой связи основной проблемой реализации нацпроектов становится не выделение средств, а организационная и технологическая способность реализовать те или иные планы – и отчеты позволяют судить о том, что наиболее сложные этапы – как раз согласование с региональными властями и поиск подрядчиков. Так, из непринятых бюджетных обязательств 36% обусловлено отсутствием госконтрактов на поставку товаров и услуг, 34% – неопределёнными субподрядчиками и 7% – неготовностью соглашений с властью на местах. Проблемой становится то, что выделение средств само по себе не гарантирует реализацию проектов, что усложняет задачи по реализации нацпроектов и усиливает роль кураторства таких проектов.

Михаил Ланский



Читать volga-kaspiy.ru в