В воскресенье на нижней террасе набережной Волгограда торжественно выстроились 90 новых автомобилей скорой помощи, которые получат медики. Согласно заверениям властей, они были получены благодаря государственно-частному партнерству. Почему на поставку автомобилей жаловались в ФАС и Генпрокуратуру и почему Волгоградская область снова переплачивает за медтранспорт – в материале «Волга-Каспий».
Современные «скорые» пополнили парк больниц Волгограда и Волжского. По словам первого заместителя губернатора Волгоградской области Валерия Бахина, новые «скорые» выйдут на линию уже с 1 января. В облздраве отмечают, что новые автомобили наголову превосходят своих предшественников: передний привод позволяет избежать заносов, машины удобнее использовать в городских условиях, мощность двигателя выше, он экономичнее и экологичнее. Модули оснащены всеми современными средствами: внутри имеются дефибриллятор электрокардиограф; портативный аппарат ИВЛ; баллон с кислородным ингалятором. 63 авто будут обслуживать вызовы жителей Волгограда, 27 — Волжского.
Важно заметить, несмотря на то что администрация региона преподносит появление новых автомобилей как новый виток развития государственно-частного партнерства. по сути это обычная аренда спецтранспорта. Согласно данным, опубликованным на официальном портале государственных закупок, эта аренда обходится бюджету в 2,3 миллиарда рублей. Исполнителю контракта предстоит «оказать услуги по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации». В их число входит работа 90 экипажей скорой в строго лимитированное количество часов (а именно 3 944 160 или по 43 824 часа на машину) Стоит заметить, что это – пятилетний контракт, согласно которому поставщик предоставляет автомобили скорой, а взамен арендует всю инфраструктуру под них – гаражи, здания подстанций, административные здания, мойки для автомобилей, подъемники и прочее (своих для обеспечения работы скорой у него нет). Стоимость аренды составит почти 9 миллионов рублей в год.
Победителем в аукционе стала ООО «МТ-СЕРВИС» – вполне традиционная для региона компания: 10 тысяч уставный капитал, среднесписочная численность сотрудников – 4 человека. Согласно бухгалтерской отчетности, за 2019 год ее выручка составила 48 миллионов рублей. При этом при чистой прибыли в 19 миллионов, компания заплатила скромных 1,6 миллиона в качестве налогов и взносов. Львиную долю выручки предприятия составляют именно госзакупки.
«Это устоявшаяся практика в нашем регионе. Я несколько лет назад уже пытался понять, почему не покупают, а берут в аренду. На что мне чиновники говорили, что условия, по которым деньги выделяет Фонд медицинского страхования, не всегда позволяют закупать. Поэтому приходится брать финансовую аренду, то есть лизинг.
Таким образом наши чиновники оправдывают переплату процентов, которыми фактически кормят банки. Ведь зачастую бюджету это менее выгодно, чем было бы купить.
По России бывают разные условия, иногда бывают субсидии целевые из федерального бюджета на докомплектовку, в том числе карет скорой помощи, и тогда покупают напрямую. То есть каждый случай индивидуален. Условия финансирования тех или иных покупок во многом зависят от отношения властей региональных с властями федерального центра. Особенно в таких областях социальных, как медицина», – пояснил в беседе с Социнформбюро Эдгар Петросян.
Важно заметить, что аренда 90 автомобилей скорой помощи выглядит по меньшей мере нецелесообразной. Одновременно с Волгоградской областью парк спецавтомобилей для медиков расширяют в Башкирии и в Москве. Например, для столичных медиков закупают автомобили классов «В» и «С» по цене от 3 080 000 рублей за единицу, а для башкирских – транспорт класса «С» по 3 800 000 рублей за авто.
Класс В: автомобили, которые отправляют на экстренные и безотлагательные случаи. Они предназначены для оказания помощи больному в пути и контролировать его состояние. Комплектуется машина оборудованием для реанимационных действий и необходимыми лекарствами. Такие машины позволяют проводить лечебные мероприятия еще до приезда в больницу. Обычно бригада состоит из 4 человек.
Класс С предназначены для оказания больным профессиональной помощи. В бригаде всегда есть опытные врачи, которые контролируют все жизненно важные функции организма больного и поддерживают эти функции. Они укомплектовываются важным оборудованием и в процессе передвижения могут проводить различные диагностические исследования. Оказывать помощь специалисты могут на месте происшествия, современное компактное оборудование отличается мобильностью.
Сопоставив цифры, можно предположить, что покупка транспорта для Волгоградской области обошлась бы от 277 200 000 до 342 000 000 рублей, что существенно ниже 2 миллиардов, которые тратят волгоградские власти.
Напомним, что для Волгоградской области подобный подход – не в новинку. Так, уже который год система здравоохранения вынужденно тратится на аренду санитарного вертолета «Ансат». Впервые волгоградский центр медицины катастроф получил в распоряжение медицинский вертолет в 2017 году. Тогда региону выделили субсидию на развитие санавиации, и на эти деньги было решено арендовать «воздушную скорую» на полгода. Стоимость составила 121 миллион рублей. На тот момент новый вертолёт «Ансат» стоил 2,5 млн евро или, по текущему курсу, 160 млн рублей. Подсчитав, сколько потратили на аренду «Ансата» с 2017 года (121 миллиона — в 2017, 254 — в 2018-19 годах, 165 — в 2020 и 175 — в 2021 году), мы получили 718 миллионов рублей. На эти деньги регион мог приобрести 4,5 полностью оснащенных медицинских вертолета. Даже с учетом инфляции и изменений курса область могла купить несколько вертолетов и самостоятельно формировать бригады специалистов для работы с ними – это обошлось бы значительно дешевле.
Добавим также, что активисты уже писали обращения генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, министру МВД России Владимиру Колокольцеву, министру Минздрава России Михаилу Мурашко, руководителю ФНС России Даниилу Егорову, а также руководителю ФАС России Игорю Артемьеву по поводу возможного хищения средств в этом конкурсе по организации аутсорсинга скорой помощи. Как ранее сообщили ИА «Красная Весна», согласно установленному заказчиком при оформлении конкурса коду (86.90.14.000 по ОКПД2) объектом закупки являются услуги медицинской помощи, а между тем «заказчик был обязан установить код объекта закупки по ОКПД2 49.32.12 — услуги арендованных легковых автомобилей с водителем». Это важно, так как медицинские услуги оплачиваются из средств Фонда ОМС, в котором не предусмотрена оплата за оказание транспортной услуги, в том числе предоставление транспорта и водителей. Также участников конкурса заподозрили в уклонении от уплаты НДС. Согласно данным ЕИС, контракт по аутсорсингу автомобилей скорой помощи заключается с ООО «МТ-Сервис», которое не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, равно как и на оказание услуг скорой помощи. По факту, закупается «транспортная услуга, и на основании этого «МТ-Сервис» просит освободить его от уплаты налога на добавленною стоимость в размере 20%.