Волгоградские маршрутчики готовы бороться до конца
Накануне Арбитражный суд Волгоградской области провёл предварительные слушания по делу об оспаривании администрацией Волгограда предупреждения, ранее выданного региональным Управлением Федеральной антимонопольной службы. Конфликт между УФАС и городскими властями из-за спорного решения мэрии об отмене большинства микроавтобусных маршрутов вышел на новый виток. Тем временем волгоградские частные перевозчики готовятся к 15 апреля – критической дате, когда истечёт срок действия лицензий у «первой волны» приговорённых к закрытию маршрутов.
Как стало известно ИА «Волга-Каспий», суд отложил рассмотрение поданного мэрией иска до 2 мая – к этому моменту лицензий лишатся более половины перевозчиков. Поскольку действие предупреждения УФАС, запретившего городским властям отменять популярные маршруты, на время судебного разбирательства приостановлено, с 15 апреля до 2 мая (а возможно, и дольше) волгоградцам придётся приспосабливаться к новым транспортным условиям. «Запрещённые» маршрутки в эти недели ходить не будут, а достойной альтернативы им как не было, так и нет.
– Да, вчера было заседание Арбитража, и всё закончилось тем, что судья отложила рассмотрение дела до 2 мая, – подтвердила Татьяна Михайленко, руководитель маршрутов 10 и 10а. – Это означает, что все те маршруты, которые собирались отменить с 15 апреля, закроются. Если они продолжат работать, перевозчиков ждут штрафы по 300 тысяч рублей, а такие деньги никто платить не хочет.
При этом в комитете транспорта многих перевозчиков пытаются «задобрить», предлагая им новые варианты работы, которые сами чиновники считают компромиссными. У бизнесменов совершенно иной взгляд на эти предложения – по их мнению, в подобных условиях осуществлять пассажирские перевозки будет убыточно.
– Администрация с нами заигрывает, предлагает обслуживать «маршруты» длиной в три-четыре километра в промзонах и на окраинах, – говорит Татьяна Михайленко. – То есть у нас сейчас, условно говоря, маршрут в тридцать километров, а нам дают три. У нас сейчас сто машин – нам хотят оставить четыре машины. Как работать в таких условиях, непонятно. Чиновники действуют по принципу «разделяй и властвуй» – хотят закрыть перевозчикам рот, чтобы те не бунтовали. Кто-то, возможно, согласится на предложенные условия, кто-то решит, что дальше протестовать безнадёжно – так в итоге и расчистят путь для [холдинга] «ПитерАвто», чтобы он вступил здесь в полную силу. А пострадают в итоге пассажиры, которым уже в понедельник придётся в полной мере ощутить на себе последствия исчезновения маршруток.
Схожей точки зрения придерживается глава волгоградской «Ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков» Юрий Белоусов. Он считает, что в сложившейся ситуации компромисс невозможен: позиция УФАС не изменится, а власти не делают ничего, чтобы пойти навстречу перевозчикам и учесть их мнение.
– Вчера состоялось предварительное слушание. То, что на нём ввели в процесс три хозяйствующих субъекта в качестве третьих лиц – это, конечно, плюс в пользу суда, ведь могли и не вводить. Все эти третьи лица – перевозчики, так называемые «маршрутчики», – пояснил Юрий Белоусов. – Насколько мне известно, как минимум один из них уже подал заявление, в котором попросил ввести обеспечительные меры до принятия решения 2 мая, то есть временно приостановить действие постановления администрации об отмене маршрутов. Суд может удовлетворить это прошение, а может и не удовлетворить, но в случае отказа должен будет как-то мотивировать своё решение. И даже если перевозчики получат отказ, то смогут снова подать на обеспечительные меры. 2 мая не за горами, а позиция УФАС по этому вопросу железобетонна: антимонопольная служба принимала решение на основании документов, которые ей предоставили в администрации, и признала эти документы ничтожными, а действия властей в отношении маршрутчиков – совершенно незаконными.
Председатель правления «Ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков» уверен, что отмена маршрутных такси немедленно спровоцирует в Волгограде транспортный коллапс.
– Людей волнует, как они будут добираться до места работы или учёбы, а потом возвращаться домой. Маршрутные такси выручали волгоградцев почти двадцать лет – и в тучные годы, и в депрессивные годы они оставались быстрым и надёжным способом передвижения. Естественно, их отсутствие скажется мгновенно, – уверен Юрий Белоусов. – Те перевозчики, которые с 15 апреля лишатся лицензий, формально не смогут выводить машины на линию: иначе их ждут штрафы в 300 тысяч рублей с юридического лица, 30 тысяч с должностного лица и по 5 тысяч с каждого водителя. Рисковать при таких условиях никто не будет. Сейчас в Волгограде около двух тысяч маршрутных такси, и примерно половина из них 15 апреля не выйдет на линию. Без этой тысячи машин Волгограду уже обеспечен транспортный коллапс. А если на маршрут не выйдут вообще все машины, – например, в знак солидарности, – это будет коллапс в кубе. Автобусы и электротранспорт компенсировать потерю маршруток не смогут. У ПАТП №7 сейчас где-то сто автобусов, у «ПитерАвто» – возможно, порядка ста пятидесяти, плюс около четырёхсот трамваев и троллейбусов «Метроэлектротранса». Для миллионного города шестьсот пятьдесят единиц общественного транспорта – это ничтожное количество. В советские времена в Волгограде одних только автобусов насчитывалось около тысячи.
Уточнить в пресс-службе администрации Волгограда, каким образом власти рассчитывают обеспечить потребность миллиона человек в транспорте, если город в одночасье лишится двух тысяч маршрутных такси, корреспонденту ИА «Волга-Каспий» не удалось: на момент написания этого текста она была недоступна для получения оперативных комментариев. В свою очередь, начальник отдела контроля органов власти Волгоградского УФАС Ольга Ячменёва подтвердила, что позиция антимонопольного ведомства относительно решения об отмене маршруток остаётся прежней, и порекомендовала не делать никаких преждевременных выводов.
– Мы категорически уверены, что наша позиция основана на нормах законодательства, в первую очередь на Федеральном законе «О защите конкуренции», и отступать от неё мы не намерены, – сообщила Ольга Ячменёва. – У администрации другое мнение по данному вопросу. Чья точка зрения верна, определит суд, и об окончательном решении дела говорить пока рано.
В своей правоте абсолютно убеждены и перевозчики. Хотя у предпринимателей, работающих в транспортной сфере, нет уверенности в том, что суд в итоге встанет на их сторону, они решительно настроены бороться за свои интересы.
– У нас есть даже не 99%, а 101% уверенности в том, что мы правы. Но суды почему-то принимают малопонятные решения и затягивают рассмотрение дел – намеренно или нет, не могу утверждать. В любом случае, мы будем идти до конца. Недавно прошёл автопробег маршрутных такси, в котором участвовали где-то двести машин, причём в непиковые часы, и я знаю, что даже такое кратковременное исчезновение маршруток волгоградцы на себе почувствовали. Из Красноармейского района, например, многие просто не могли уехать. И это всего двести машин, причём не в часы пик, – подчёркивает глава «Ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков» Юрий Белоусов. – Мы будем собирать совещание, решать, как действовать дальше. Вести переговоры с администрацией, с комитетом транспорта, по моему опыту, бесполезно: как можно разговаривать с бетонной стеной?
Что касается водителей маршрутных такси, то они всё ещё надеются на положительный исход конфликта между мэрией и перевозчиками. Многие из них выходили на митинги и в сентябре прошлого года, и в минувшее воскресенье, пытаясь привлечь внимание властей к своим проблемам. Другие водители в действенность протестных акций не верят и уже продумывают, каким образом будут выживать после окончательной отмены своих маршрутов – например, некоторые намерены подрабатывать разовыми частными перевозками.
– Всё хорошо будет. У нас лицензия до конца апреля, а там уж как-нибудь порешают всё, – оптимистично заявил водитель маршрутного такси 7к. – Все, кто запрещал, уже отзапрещались.
– Наш [перевозчик] вроде какие-то суды выигрывал, так что, может, и не отменят, – предполагает другой водитель (номер маршрута попросил не указывать). – Если даже отменят, уйдём на маршруты из Волжского, которым дали лицензию [на более длительный срок], или в «частники». Как-нибудь проживём.
«Как-нибудь прожить» без маршруток придётся и волгоградцам – причём длительность такого эксперимента над жителями областного центра пока неизвестна. С особым волнением за противостоянием антимонопольщиков и мэрии наблюдают жители дальних окраин, для которых маршрутные такси – единственный доступный способ добраться до центральной части города. Например, в посёлке Латошинка или микрорайоне Жилгородок за эпопеей по отмене маршруток следят крайне внимательно – и симпатии граждан находятся явно не на стороне волгоградской администрации.
Если УФАС удастся доказать в суде свою правоту, маршрутные такси, возможно, снова появятся на улицах Волгограда. Если же Арбитраж примет решение в пользу мэрии, то «новая транспортная схема», в которой почему-то не нашлось места комфорту простых волгоградцев, вполне может стать для горожан мрачной реальностью как минимум на несколько ближайших лет.
Сергей Иванов