Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Волгоградские маршрутчики готовы бороться до конца
Фото:

Накануне Арбитражный суд Волгоградской области провёл предварительные слушания по делу об оспаривании администрацией Волгограда предупреждения, ранее выданного региональным Управлением Федеральной антимонопольной службы. Конфликт между УФАС и городскими властями из-за спорного решения мэрии об отмене большинства микроавтобусных маршрутов вышел на новый виток. Тем временем волгоградские частные перевозчики готовятся к 15 апреля – критической дате, когда истечёт срок действия лицензий у «первой волны» приговорённых к закрытию маршрутов.

Как стало известно ИА «Волга-Каспий», суд отложил рассмотрение поданного мэрией иска до 2 мая – к этому моменту лицензий лишатся более половины перевозчиков. Поскольку действие предупреждения УФАС, запретившего городским властям отменять популярные маршруты, на время судебного разбирательства приостановлено, с 15 апреля до 2 мая (а возможно, и дольше) волгоградцам придётся приспосабливаться к новым транспортным условиям. «Запрещённые» маршрутки в эти недели ходить не будут, а достойной альтернативы им как не было, так и нет.

– Да, вчера было заседание Арбитража, и всё закончилось тем, что судья отложила рассмотрение дела до 2 мая, – подтвердила Татьяна Михайленко, руководитель маршрутов 10 и 10а. – Это означает, что все те маршруты, которые собирались отменить с 15 апреля, закроются. Если они продолжат работать, перевозчиков ждут штрафы по 300 тысяч рублей, а такие деньги никто платить не хочет.

При этом в комитете транспорта многих перевозчиков пытаются «задобрить», предлагая им новые варианты работы, которые сами чиновники считают компромиссными. У бизнесменов совершенно иной взгляд на эти предложения – по их мнению, в подобных условиях осуществлять пассажирские перевозки будет убыточно.

– Администрация с нами заигрывает, предлагает обслуживать «маршруты» длиной в три-четыре километра в промзонах и на окраинах, – говорит Татьяна Михайленко. – То есть у нас сейчас, условно говоря, маршрут в тридцать километров, а нам дают три. У нас сейчас сто машин – нам хотят оставить четыре машины. Как работать в таких условиях, непонятно. Чиновники действуют по принципу «разделяй и властвуй» – хотят закрыть перевозчикам рот, чтобы те не бунтовали. Кто-то, возможно, согласится на предложенные условия, кто-то решит, что дальше протестовать безнадёжно – так в итоге и расчистят путь для [холдинга] «ПитерАвто», чтобы он вступил здесь в полную силу. А пострадают в итоге пассажиры, которым уже в понедельник придётся в полной мере ощутить на себе последствия исчезновения маршруток.

Схожей точки зрения придерживается глава волгоградской «Ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков» Юрий Белоусов. Он считает, что в сложившейся ситуации компромисс невозможен: позиция УФАС не изменится, а власти не делают ничего, чтобы пойти навстречу перевозчикам и учесть их мнение.

– Вчера состоялось предварительное слушание. То, что на нём ввели в процесс три хозяйствующих субъекта в качестве третьих лиц – это, конечно, плюс в пользу суда, ведь могли и не вводить. Все эти третьи лица – перевозчики, так называемые «маршрутчики», – пояснил Юрий Белоусов. – Насколько мне известно, как минимум один из них уже подал заявление, в котором попросил ввести обеспечительные меры до принятия решения 2 мая, то есть временно приостановить действие постановления администрации об отмене маршрутов. Суд может удовлетворить это прошение, а может и не удовлетворить, но в случае отказа должен будет как-то мотивировать своё решение. И даже если перевозчики получат отказ, то смогут снова подать на обеспечительные меры. 2 мая не за горами, а позиция УФАС по этому вопросу железобетонна: антимонопольная служба принимала решение на основании документов, которые ей предоставили в администрации, и признала эти документы ничтожными, а действия властей в отношении маршрутчиков – совершенно незаконными.

Председатель правления «Ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков» уверен, что отмена маршрутных такси немедленно спровоцирует в Волгограде транспортный коллапс.

– Людей волнует, как они будут добираться до места работы или учёбы, а потом возвращаться домой. Маршрутные такси выручали волгоградцев почти двадцать лет – и в тучные годы, и в депрессивные годы они оставались быстрым и надёжным способом передвижения. Естественно, их отсутствие скажется мгновенно, – уверен Юрий Белоусов. – Те перевозчики, которые с 15 апреля лишатся лицензий, формально не смогут выводить машины на линию: иначе их ждут штрафы в 300 тысяч рублей с юридического лица, 30 тысяч с должностного лица и по 5 тысяч с каждого водителя. Рисковать при таких условиях никто не будет. Сейчас в Волгограде около двух тысяч маршрутных такси, и примерно половина из них 15 апреля не выйдет на линию. Без этой тысячи машин Волгограду уже обеспечен транспортный коллапс. А если на маршрут не выйдут вообще все машины, – например, в знак солидарности, – это будет коллапс в кубе. Автобусы и электротранспорт компенсировать потерю маршруток не смогут. У ПАТП №7 сейчас где-то сто автобусов, у «ПитерАвто» – возможно, порядка ста пятидесяти, плюс около четырёхсот трамваев и троллейбусов «Метроэлектротранса». Для миллионного города шестьсот пятьдесят единиц общественного транспорта – это ничтожное количество. В советские времена в Волгограде одних только автобусов насчитывалось около тысячи.

Уточнить в пресс-службе администрации Волгограда, каким образом власти рассчитывают обеспечить потребность миллиона человек в транспорте, если город в одночасье лишится двух тысяч маршрутных такси, корреспонденту ИА «Волга-Каспий» не удалось: на момент написания этого текста она была недоступна для получения оперативных комментариев. В свою очередь, начальник отдела контроля органов власти Волгоградского УФАС Ольга Ячменёва подтвердила, что позиция антимонопольного ведомства относительно решения об отмене маршруток остаётся прежней, и порекомендовала не делать никаких преждевременных выводов.

– Мы категорически уверены, что наша позиция основана на нормах законодательства, в первую очередь на Федеральном законе «О защите конкуренции», и отступать от неё мы не намерены, – сообщила Ольга Ячменёва. – У администрации другое мнение по данному вопросу. Чья точка зрения верна, определит суд, и об окончательном решении дела говорить пока рано.

В своей правоте абсолютно убеждены и перевозчики. Хотя у предпринимателей, работающих в транспортной сфере, нет уверенности в том, что суд в итоге встанет на их сторону, они решительно настроены бороться за свои интересы.

– У нас есть даже не 99%, а 101% уверенности в том, что мы правы. Но суды почему-то принимают малопонятные решения и затягивают рассмотрение дел – намеренно или нет, не могу утверждать. В любом случае, мы будем идти до конца. Недавно прошёл автопробег маршрутных такси, в котором участвовали где-то двести машин, причём в непиковые часы, и я знаю, что даже такое кратковременное исчезновение маршруток волгоградцы на себе почувствовали. Из Красноармейского района, например, многие просто не могли уехать. И это всего двести машин, причём не в часы пик, – подчёркивает глава «Ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков» Юрий Белоусов. – Мы будем собирать совещание, решать, как действовать дальше. Вести переговоры с администрацией, с комитетом транспорта, по моему опыту, бесполезно: как можно разговаривать с бетонной стеной?

Митинг маршрутчиков

Что касается водителей маршрутных такси, то они всё ещё надеются на положительный исход конфликта между мэрией и перевозчиками. Многие из них выходили на митинги и в сентябре прошлого года, и в минувшее воскресенье, пытаясь привлечь внимание властей к своим проблемам. Другие водители в действенность протестных акций не верят и уже продумывают, каким образом будут выживать после окончательной отмены своих маршрутов – например, некоторые намерены подрабатывать разовыми частными перевозками.

– Всё хорошо будет. У нас лицензия до конца апреля, а там уж как-нибудь порешают всё, – оптимистично заявил водитель маршрутного такси 7к. – Все, кто запрещал, уже отзапрещались.

– Наш [перевозчик] вроде какие-то суды выигрывал, так что, может, и не отменят, – предполагает другой водитель (номер маршрута попросил не указывать). – Если даже отменят, уйдём на маршруты из Волжского, которым дали лицензию [на более длительный срок], или в «частники». Как-нибудь проживём.

«Как-нибудь прожить» без маршруток придётся и волгоградцам – причём длительность такого эксперимента над жителями областного центра пока неизвестна. С особым волнением за противостоянием антимонопольщиков и мэрии наблюдают жители дальних окраин, для которых маршрутные такси – единственный доступный способ добраться до центральной части города. Например, в посёлке Латошинка или микрорайоне Жилгородок за эпопеей по отмене маршруток следят крайне внимательно – и симпатии граждан находятся явно не на стороне волгоградской администрации.

Если УФАС удастся доказать в суде свою правоту, маршрутные такси, возможно, снова появятся на улицах Волгограда. Если же Арбитраж примет решение в пользу мэрии, то «новая транспортная схема», в которой почему-то не нашлось места комфорту простых волгоградцев, вполне может стать для горожан мрачной реальностью как минимум на несколько ближайших лет.

Сергей Иванов



Читать volga-kaspiy.ru в