Распоряжением главы департамента городского хозяйства Виталия Земцова, в Волгограде до 25 июля приостановят работы по государственным контрактам – в частности, ликвидации Кировской свалки и Светлоярского пруда-накопителя синтетических жирных кислот.
«Волга-Каспий» сообщает – подписанное главой департамента городского хозяйства Виталием Земцовым распоряжение от 5 июня, с этого дня приостанавливаются работы по госконтрактам, в которых занят грузовой транспорт по маршрутам улиц 64-й армии, Лазоревой, 40 лет ВЛКСМ и проспекту героев Сталинграда. Иначе говоря, на период чемпионата мира по футболу – до 25 июля – будут приостановлены работы по ликвидации Кировской свалки и Светлоярского пруда-накопителя синтетических жирных кислот, которые согласно госконтракту, должны были уже подойти к концу.
Ликвидировать Кировскую свалку – а равно и пруд-накопитель – по всем ожиданиям должны были до середины июня – и до начала Чемпионата Мира по футболу соответственно. Отходы 3 и 4 класса опасности перевозили в Светлоярский пруд-накопитель волгоградского нефтеперерабатывающего завода, по заверениям всех инстанций и представителя подрядчика обрабатывали минеральными ископаемыми, которые сорбируют вредные вещества и пересыпали, точно слоеный пирог. Сверху пруд СЖК должны были засыпать плодородным слоем почвы – о том, что ьольшая часть отходов вывезена, необходимое количество минералов и сорбента опоки закуплена, а завершат работу – до 14 июня, лично заверял 29 марта заместитель директора компании «ЭкоТехСервис» Александр Фирсов. В то же время представитель экологического совета при областной Думе Дмитрий Кичев сообщил, что они чуть ли не еженедельно контролируют перевозку отходов в Светлоярский район: и держат руку на пульсе.
Однако в декабре 2017 региональная КСП выявила ряд весьма интересных нарушений – пусть на момент проверки подрядчик перевыполнил план почти на 100 тысяч кубометров перевезенных отходов и 2,69 очищенных гектара, проект не содержал информацию о методах достоверности учета отходов, погруженных, вывезенных и переданных на лицензированные объекты обезвреживания, утилизации и размещения, предусмотренную ТЗ. Работы по ликвидации отходов принимались при отсутствии документации (талоны на вывоз отходов, журналы ТБО, журналы учета движения транспортных средств), что противоречило условиям госконтракта. Кроме того, подрядчик не фиксировал факт приемки и утилизации отходов на полигоне
По итогам годового отчета КСП снова нашла нарушения – подрядчик перенес большую часть работ на октябрь – декабрь – за три месяца он должен был выполнить 95% предусмотренных заданием работ:
– Фактическая стоимость работ, выполненных ООО «ЭкоТехСервис» согласно актам о приемке работ и в полном объеме оплаченных ГКУ ВО «ДВС», на 01.11.2017 составила 48,1 млн. руб., или 8% от стоимости работ, предусмотренной Госконтрактом и Графиком №2 на 2017 год. При этом стоимость работ по ликвидации отходов с территории свалки (подготовительные работы, разработка и перевозка грунта) составила 25,8 млн. руб., стоимость утилизации, обезвреживания, обеззараживания отходов – 22,3 млн. рублей, – значится в отчете аудиторов.
Это говорит о том, что плановый объем работ по разработке грунта в течение месяцев не выполнялся. Кроме того, проверка вновь показала расхождения в объемах выполненных работ согласно представленной документации, талонам на вывоз отходов и актам о приемке выполненных работ
– Талоны на вывоз отходов в объеме 99846 м3 и копии журналов ТБО на утилизацию, обезвреживание и передачу 98295,6 м3отходов ООО «ЭкоТехСервис» по состоянию на 19.10.2017 представлены в ГКУ ВО «ДВС» только 03.11.2017. При этом объем отходов, ликвидированных с территории свалки в Кировском районе г. Волгограда согласно актам выполненных работ (92814,5 м3) по состоянию на 01.11.2017, меньше объема утилизированных и размещенных отходов с данного объекта согласно первичным документам ООО «ЭкоТехСервис» по состоянию на 19.10.2017 на 5481,1-7031,5м3 . То есть, объем отходов согласно талонам и журналам ТБО не соответствует объему отходов, ликвидированных с территории свалки, так как приемка объемов работ производится на основании данных топографической съемки.
Эксперты заявили, что для того, чтобы бумаги к концу года все-таки сошлись, «Экотехсервис» за декабрь перевез почти миллион тонн отходов – для чего им понадобилось бы осуществлять около 900 рейсов в день. Интересно то, что длина самого короткого двухосного самосвала КАМАЗ превышает 6 метров. Если учесть, что безопасная дистанция – 2 метра, то колонна из 900 машин растянется на 7,2 километров – в то время как расстояние от кировской свалки до пруда накопителя составляет немногим более 25. Учитывая что физически движение мусоровозов не возможно прямой колонной, дистанция будет больше. Однако как не крути каждые полминуты должен проезжать минимум один грузовик, а ведь мы понимаем что ему нужно успеть выгрузиться и наполниться соответственно.
Иными словами, организация поставила определенный рекорд – но выразился ли он в ударном труде или же в бумажной работе, сказать сложно. Интересно, что при этом при сверке журналов учета движения транспортных средств, которые заняты на свалке и полигоне р.п. Светлый Яр, с путевыми листами автомобилей ООО «ЭкоТехСервис» установлено 7 случаев, когда время заезда автомобиля в гараж по завершении рабочего дня в путевом листе отражено раньше на час-два времени его заезда с отходами на полигон.
Проще говоря – в документации творится полный бардак, и даже в самом конце заявленного срока так и не понятно, сколько же действительно перевезли отходов – за перевозчиком почти не осуществляется контроль, спутниковое и видеонаблюдение – оно предусмотрено контрактом далеко не на всех этапах работы. При этом средства подрядчику платятся исправно, несмотря на все нарушения – отсутствие подтверждения отгрузки отходов 5 класса опасности на полигон «Комус», вопросы к сортировке отходов и методам вычленения именно опасных отходов – ведь «де юре», по документам все сходится – а проверить, что и куда грузилось – проблематично. При этом, по мнению экологов, «Комус» в десятки раз превышает среднесуточный объем отходов, которые в принципе способен вместить, и при этом остается самым неконтролируемым во всей стране. По оценкам экспертов, только за последние шесть лет на полигон завезли вдвое больше мусора, чем рассчитывали принять за все 17 лет его эксплуатации. И поставка отходов продолжается, причем полигон работает с нарушениями. Связаны ли эти два факта – вопрос достаточно щекотливый.
Михаил Ланский