Форум, призванный объединить общественников, внес разлад в их ряды.
В Волгограде общественные деятели мирно сосуществовали с региональной общественной палатой. Конфликты, конечно же, случались, но они достаточно быстро урегулировались. Так было ровно до того момента, пока в городе не прошел форум «Сообщество».
Напоминаем: форум «Сообщество» проходил в Волгограде 22-23 сентября. Он собрал представителей НКО и общественных деятелей со всего Южного федерального округа. За время мероприятия общественники представили свои проекты, а также обменялись опытом работы.
Вскоре после завершения форума мирная жизнь общественников была нарушена – разразился скандал, в который в большей или меньшей степени, оказались втянуты практически все общественники и некоторые члены общественной палаты региона. Широкое обсуждение конфликт получил в волгоградском сегменте социальных сетей. Здесь общественники ломают копья и пытаются выяснить кто же собственно прав.
Редакция ИА «Волга-Каспий» попыталась разобраться в природе конфликта, с чего он начался и кто в итоге прав. За разъяснением мы обратились к участникам противостояния. Практически все общественные активисты указали, что конфликт возник после доклада руководителя регионального центра гражданских экологических инициатив Ирины Глиняновой на секции «Общественный контроль» форума «Сообщество».
– Меня, как эксперта Общественной палаты РФ, организаторы форума попросили сделать доклад о самых заметных волгоградских общественниках, их работе и о взаимодействии активистов с местной властью, – рассказала Ирина Юрьевна. – Я выделила несколько человек, имеющих положительный опыт в решении проблем граждан и региона в целом. Также я указала, что взаимоотношения с властью строятся довольно сложно – либо нас не замечают, либо откровенно мешают и добиться поддержки довольно сложно. Во время выступления в зале присутствовала председатель комиссии по вопросам законности и защиты прав граждан общественной палаты Волгоградской области Светлана Казаченок. Она возмутилась, что мой доклад не прошел цензуру ОПВО, и что дело обстоит совсем не так. По словам Светланы Юрьевны, общественники не могут осуществлять функции общественных контролеров, так как эта возможность по закону есть только у представителей общественной палаты. А если мы хотим заниматься этим направлением, то должны пройти аккредитацию в ОПВО. Но госпожа Казаченок не учитывает то, что если 212-ый ФЗ оставляет контрольные функции только за представителями общественной палаты, то многие другие законы это разрешают, в частности, законы О защите прав потребителей, Об охраны окружающей среды, Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания и многие другие. Также становится непонятным, если мы столько лет работали без аккредитации, решали насущные проблемы граждан, то почему мы теперь должны ее получать?
С Ириной Глиняновой солидарны многие другие волгоградские общественники. Они считают, что эта аккредитация есть ни что иное, как способ контроля за местными активистами.
– Во-первых, до сих пор не понятно, как будет проходить механизм этой аккредитации, – подчеркнул председатель Общественной независимой инспекции Алексей Ульянов. – Во-вторых, я не слышал о подобных практиках больше ни в одном регионе, кроме нашего. В-третьих, даже если я получу эту аккредитацию, то велика вероятность, что меня просто будут вызывать на ковер в ОПВО и настоятельно советовать не проверять какие-либо организации или не указывать властям на их ошибки.
К сожалению, получить комментарий представителей общественной палаты Волгоградской области нам не удалось. Насколько важна аккредитация, получают ли ее общественники в других регионах, и не превышает ли ОПВО свои полномочия, нам помогла разобраться председатель комиссии Общественной Палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева.
– Если я не ошибаюсь, в Волгограде спор возник вокруг функции общественного контроля, – отметила Лидия Михеева. – Согласно ФЗ-212, эта функция возложена преимущественно на общественные палаты и общественные советы. Чтобы НКО начала себя называть общественным контролером, ей необходимо формализовать свой статус. При этом в законодательстве существует пробел в этом отношении. То есть не прописано, как можно из простого НКО превратиться в группу общественного контроля.
Примечание редакции: отсюда можно сделать вывод, что группы общественного контроля декларированы законом, но как ими официально стать – не описано. Как при этом должна проходить аккредитация, тоже не ясно.
По словам Лидии Михеевой, ранее разногласия из-за несовершенства законодательства случались в регионах, но открытых конфликтов не доходило.
– Чтобы понять превышает ли свои полномочия волгоградская Общественная палата, нужно смотреть какой документ она принимала, – продолжила госпожа Михеева. – Если там прямо говорится, что все местные НКО теперь обязаны проходить аккредитацию, то это нарушение закона. Но пока я не увидела бумаги – судить об этом не берусь.
Хочется надеяться, что все же общественная палата и местные общественники решат назревшие проблемы, сев за стол переговоров. И не будут выяснять, кто больше прав имеет на общественный контроль.
Игорь Марфенков