Как Шоссе Авиаторов стало камнем преткновения между крупной строительной фирмой и Волгоградской администрацией, кто ответственен за недоработки проекта, вызвавшие возмущение жителей Гумрака, что стало причиной расторжения договора с «Дорстройсервисом» и почему фирма, успешно отремонтировавшая Iю и II-ю Продольные магистрали, а также порядка 140 километров трассы М-6, внезапно превратилась в недобросовестного подрядчика, ИА «Волга-Каспий» подробно рассказало руководство фирмы на специально организованной пресс-конференции.
Строительство Шоссе Авиаторов, одного из важнейших объектов, приуроченных к проведению в ЧМ-2018, неоднократно освещалось в журналистской среде. Сегодня ИА «Волга-Каспий», собрав все факты воедино, представляет вам полную картину событий: от начала ремонта дорог местного значения и трассы М-6 до конфликта с местными властями, включения в реестр недобросовестных подрядчиков и угрозы существования крупнейшей фирмы, ведущей работы в нескольких регионах.
– Мы работаем в области с 2012 года, и за неполные семь лет, как мы считаем, проявили себя достойными партнерами. Каждый год на наш участок приезжали высокопоставленные лица областного, федерального уровня, чиновники, руководство Росавтодора – все давали высокие оценки, награждали грамотами и работа наша им нравилась. Это не только наша заслуга – здесь трудились и жители области. Материалы поставляли местные предприятия Волгоградской области, мы привлекали местных производителей, в том числе инертных материалов, старались, чтобы опрятно выглядели сотрудники, привлекали местные предприятия, которые шили им одежду.- рассказал Георгий Казбеков, бывший генеральный директор ООО «Дорстройсервис»
Напомним, осетинская фирма работала на территории региона уже не первый год: она отремонтировала дороги по проспекту Жукова и улице Хользунова, улицу Рокоссовского и проспект Ленина. Работы с привлечением крупной спецтехники велись в ночное время. Только на II-й Продольной компания отремонтировала 85 тысяч квадратных метров: выравнивали существующий профиль до тех параметров, которые позволяют сделать безопасной эксплуатацию дороги. Фрезеровку обеспечила система мультиплекс, которая высчитывала нужную толщину снимаемого слоя. Помимо этого были отремонтированы люки и решетки дождеприемников, выполнена прочистка и промывка «ливневок», уложен новый тротуар и перенесены коммунальные сети. Всего объект потребовал порядка 50 единиц современной, оснащенной спецоборудованием, техники. Отметим, что все этапы ремонта подрядчиков контролировало МУ «Комдорстрой», а сам губернатор регулярно инспектировал дороги и отмечал, что работы идут полным ходом:
– Наряду с Шоссе Авиаторов мы реализовали ряд крупных объектов. ИХ посещали министр транспорта России, Росавтодор, глава комитета госдумы по транспорту, губернатор области – в 2014,2015,2016 году – и всегда давали высокую оценку. В прошлом году в компании трудилось более 2000 человек, из них только в Волгоградской области – 1200-1300, большая часть – местные кадры, которые были привлечены с 11-12 года. Это местные кадры, которые работали на территории других регионов, а мы их возвращали обратно в область, – прокомментировал Георгий Казбеков.
Помимо ремонта городских дорог, осетинские дорожники ремонтировали и трассу М-6 – укрепили обочины, обновили и коммуникации, заменили барьерные ограждения и смонтировали лестничные переходы над магистралью. Вдобавок к этому была благоустроена окружающая территория, установлены новые знаки, разметка, автобусные остановки, и многое другое, что принесло «Дорстройсервис» благодарственные письма от лица Министра транспорта РФ Максима Соколова, Губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова и Руководителя Росавтодора Романа Старовойта.
И вот в 2015 году с компанией был заключен новый контракт – ни много ни мало, а на 2,5 миллиарда рублей – на реконструкцию Шоссе Авиаторов, трассы на аэропорт длиной чуть более 10 километров. И, судя по послужному списку компании, эта задача не должна была составить затруднений для «Дорстройсервиса». Но что-то пошло не так:
– Что касается Шоссе Авиаторов, этот объект очень сложный. На территории области за последние 25-30 лет подобные проекты не реализовывались, и то, что он попал в список объектов к ЧМ-2018 – это здорово, потому что таких средств у областной администрации не нашлось бы. И после ЧМ он будет служить и местных жителям, и приезжим. Единственное, на мой взгляд – были недоработки проекта, связанные с переносом коммуникаций, который не был предусмотрен в изначальной документации, и именно это послужило камнем преткновения при реализации проекта, -отметил Георгий Казбеков, бывший генеральный директор ООО «Дорстройсервис»
Спустя два года, когда по разным оценкам, объем работ был выполнен вплоть до 70%, администрация, молча и не сообщая подрядчику, расторгла договор и вывесила на сайте госзакупок новую заявку. В документе решение о расторжении аргументируется различными недостатками, как то качество установки бордюров и шумозащитных экранов, застой воды на одном из пешеходных переходов, отсутствие в некоторых местах ливневой канализации, нарушения при установке уличного освещения, выбоины и просадки на объездной дороге по Гумраку и прочее. Комментарии давать представители власти при этом отказались.
– Изначальные сроки реализации были 15-17 годы. Но когда мы выиграли контракт – уже было 26 июня 15 года, когда половина строительного сезона была упущена. Я полагаю, что у комитета было свое видение реализации проекта, и получилось так, что мы разговаривали на разных языках. Это доказывает длительная переписка, письма, которые мы направляли заказчику – например, ссылки на недоработки инженерного проекта, это выноска сетей, определение стоимости строительной продукции некорректная – та стоимость, которая была изначально определена, ее хватало с запасом, но внутри проекта возникали вопросы – тот же перенос более 200 видов коммуникаций. Для разработки проектной документации мы привлекли местных специалистов, но, по мнению заказчика, они не справились. Поэтому мы обратились в Воронежский Центрдорсервис – они спроектировали больше 10 тысяч км дорог, и они при разработке документации также столкнулись с такими же объективными трудностями, в результате чего не получилось разработать проект в срок. А мы не могли строить без утвержденной заказчиком документации, – рассказал ИА «Волга-Каспий» Георгий Казбеков, бывший генеральный директор ООО «Дорстройсервис»
Как сообщил ИА «Волга-Каспий» представитель подрядчика, даже руководство фирмы затрудняется дать определенный ответ, почему с ними расторгли договор, и почему качество их работы вдруг стало не устраивать регион. По его словам, стали возникать проблемы с согласованием изменений в проекте – некоторые работы были вовсе туда не включены, как то перенос водопроводных и канализационных сетей, линий связи, силовых кабелей – из-за расширения трассы их пришлось переносить, а изначальный проект этих работ не предусматривал, равно как и средств на них. Поэтому проект приходилось постоянно дорабатывать, и вдруг по каким-то причинам профильные комитеты стали отмалчиваться по нескольку месяцев.
– Если говорить за область – все ответственно подходили к вопросу. Так, Игорь Стефаненко приезжал к нам в офис каждую неделю, и при его поддержке были решено много вопросов. Нам всегда помогали и давали возможность работать – когда мы начинали при Бровко, при Боженове, а с новым губернатором Бочаровым эта поддержка увеличилась в разы. Наша компания построила немало дорог – это Проспект Ленина, Проспект Рокоссовского, Жукова, улица Историческая. Все объекты строились на одном дыхании, и если бы мы строили плохо и некачественно, мы бы давно разорились, – Георгий Казбеков, бывший генеральный директор ООО «Дорстройсервис»
Причину расторжения контракта не могут назвать и в Волгограде, так, по словам председателя регионального отделения «Движения автомобилистов», члена ОНФ Армена Оганесяна, веских причин для этого нет: «На мой взгляд, это не вина «Дорстройсервиса». Да, в работе компании были проколы, например, она плохо подготовила организацию работ, не прописав четко все этапы. Но основная причина, насколько я понимаю, связана с Гумраком и социальной напряженностью, которую вызвала реконструкция шоссе Авиаторов именно в границах жилого поселка Гумрак. Проблемы были в самом проекте реконструкции. Насколько я знаю, проектировщики даже не выходили на местность, когда им занимались, не встречались с местными жителями и не спрашивали их мнения. Я думаю, что за 2,5 миллиарда рублей, которые выделили на реконструкцию шоссе, можно было это сделать. С гражданами надо общаться, но наши власти не знают, что такое общение с народом»
– С жителями мы всегда вели диалог. Мы понимаем, что стройка всегда доставляет неудобство жителям. Ну представьте – возле дома крутится многотонный каток, вибрирует, а вы сидите дома и все это чувствуете. Когда в десятке метров от фасада твоего дома ведутся работы – это доставляет дискомфорт, а здесь мы дорогу полностью разобрали, потому что так было предусмотрено по проекту – все отметки были соблюдены, все слои дорожного «пирога» были уложены, в соответствии с тем проектом, который был утвержден, – отметилГеоргий Казбеков
Помимо недовольства местных жителей и постоянных проволочек с утверждением изменений документации, проблема возникла и с актами выполненных работ: так по данным областной КСП реконструкция Шоссе Авиаторов завершена менее, чем наполовину (44,8 %) запланированных от объема строительно-монтажных работ. Фактически же – и это видно невооруженным взглядом – это порядка 70%, объема, и из-за этой цифры, возможно повлекшей расторжение договора, невыплату значительной доли средств, а также включение в «черный список» – осетинская компания намерена судиться с регионом.
– Сейчас перед нами стоит задача – закрыть обязательства перед людьми, перед контрагентами. Но, к сожалению, без суда это не обойдется. По нашему мнению, нам должен заказчик, а заказчик считает, что мы ему должны Я не буду делать каких-то заявлений, кого-то винить, о том, что нам должны, нам не доплатили, кто виноват – это решит арбитражный суд. И наша задача – максимально сделать так, чтобы от действий тех или иных заказчиков не пострадали другие люди. Были подрядчики, которые поставляли материалы, которые выполняли какие-то виды работ, но по каким-то причинам заказчик нас привел к этим судебным разбирательствам. Мы рассчитываем на суд. Если мы правы – мы свою правоту докажем в суде. Если прав заказчик – мы спокойно уйдем из Волгоградской области, – заявил Георгий Казбеков, бывший генеральный директор ООО «Дорстройсервис»
На вопрос, как фирма, столь успешно завершившая ряд крупных объектов, удостоенная множества наград и благодарностей, вдруг стала неблагонадежной, и по словам некоторых ответственных лиц, не имеющей квалифицированных работников и инженеров, представители «Дорстройсервиса» только разводят руками. Вместе с тем, 10 километров Шоссе Авиаторов поставили под угрозу существование компании, которой доверили строительство транспортного тоннеля на Транскавказской автомагистрали, соединившего Южную Осетию и Россию
– Эта ситуация повлияла и на ряд других объектов. Сейчас во всех регионах приостановили работу, до окончания судов, до решений по Волгоградской области. Фактически сейчас поставлено под вопрос существование компании. Более тысячи человек отправлены в отпуска без содержания. Не исключено, что в Волгоградской области мы работать больше не будем, – рассказал Георгий Казбеков.
Что же имеет регион на сегодняшний день? Недостроенную дорогу, на которой регулярно случаются ДТП, нового подрядчика, который может не успеть завершить все работы в срок, установленный к 1 декабря, а также серьезное разбирательство, которое рассорит область с много сделавшей для нее фирмой. Расставит же все точки над «i» только судебное разбирательство.
Михаил Ланский