В редакцию ИА «Волга-Каспий» поступила претензия от авиакомпании «Победа» – перевозчик требует опровергнуть информацию, опубликованную в материале «Победа» начала продажу билетов на виртуальные рейсы». Напомним, что основывалась она на жалобах клиентов, которые пострадали из-за самовольного и молчаливого изменении времени вылета.
Однако новость о том, как люди потеряли время и деньги, компанию не устроила – и она посчитала, что заявившие журналистам о том, что их обманули, люди, порочат честь и достоинство перевозчика. Представители компании написали объемную претензию, в которой с эффектными примерами из законодательства всех уровней, лингвистическими и философскими терминами обосновывают, что подпадает под толкование порочащей честь информации. На протяжении четырех страниц они объясняют, что любое связывание имени «Победы» с каким-либо негативом, любое оценочное суждение, которое не лучшим образом характеризует компанию – должно быть обязательно удалено, потому что может испортить ее репутацию:
– В международной практике деловая репутация является объектом коммерческого оборота… является правовой категорией, умаление которой несет для участников хозяйственного оборота правовые последствия негативного характера… деловая репутация составляет неотъемлемую часть правоспособности юридического лица …, – скрупулезно перечисляют авторы письма.
Но что же стало причиной такого «бесчеловечного и непоправимого удара» по репутации компании? Всего лишь публикация о том, как люди купили билеты на несуществующий рейс за вполне реальные деньги – и впустую потратились не только на перелет, но и на попытки решить проблему по телефону платной горячей линии, где их заставили слушать музыку до тех пор, пока не кончились деньги на счету. Но дело совсем не в пострадавших людях. Все куда важнее – на кону репутация!
По всей видимости, у компании «Победа» огромный опыт в подобных спорах и внушительный штат квалифицированных юристов. Это легко проследить по тексту претензии – на протяжении нескольких страниц изданию подробно растолковывают, что информацию необходимо срочно удалить, ведь она выставляет «Победу» в нелицеприятном свете, порочит ее честь и достоинство и может отпугнуть потенциальных клиентов. При этом составители письма даже не удосужились рассмотреть происшествие, ставшее причиной статьи – не пожелали как-то прокомментировать его, объяснить, почему люди столкнулись с проблемой вылета, не попытались ни оправдаться, ни поправить журналистов, которые могли неправильно истолковать инцидент, в результате которого пострадали люди. Таким образом, поведение компании лучшим образом характеризует ее политику: клиенты – последнее, о чем стоит заботиться, главное – любыми средствами поддерживать имидж.
Теперь считаем нужным прояснить предъявляемые, якобы, ложные сведения. Всего юристы авиакомпании «Победа» нашли 8, по их мнению, ложных и не соответствующих действительности фактов. Редакция «Волга-Каспий» считает допустимым ответить на каждый из них:
«Авиакомпания «Победа», отличающаяся регулярными скандалами с пассажирами, вновь поражает своим высшим сервисом», – под данным суждением подразумевается наличие в открытым доступе большого количества скандальных публикаций СМИ, рассказывающих то о недопуске на борт воздушного судна пассажиров с маленькими рюкзачками, то об обязательной посадке лайнера из-за курильщика на борту. «Волга-Каспий» неоднократно освещали эти события, учитывая их массовость и накал страстей, можно с полной уверенностью утверждать, что авиакомпания «Победа» действительно отличается регулярными скандалами с пассажирами.
«Авиакомпания «Победа» начала продажу билетов на виртуальные рейсы», – тот факт, что пассажир, приобретя билет, получает данные о вылете не соответствующие действительности, говорит сам за себя. Отсутствие в регулярном расписании данных о вылете рейса в указанное пассажиру время, позволяет делать вывод о виртуальности, то есть о фактическом отсутствии рейса. Пункт «3», «4» и «5» содержит уточняющие детали по данному факту.
«В настоящий момент авиакомпания «Победа» активно ищет подрядчика, который оснастит 2 борта лоукостера тестовым оборудованием для доступа в интернет», – к сожалению, мы и представить не можем, как эта информация может вредить деловой репутации, особенно, если учесть, что информацию об этом можно получить не только на официальном сайте перевозчика, но и в сообщениях федеральные СМИ, включая Деловой авиационный портал.
Завершает список «ложных» суждений «… поделился с корреспондентом «Волга-Каспий» клиент «Победы» Сергей…». Действительно, информация в редакцию поступило не от «Сергея», все сведения, включая скриншоты и сопутствующие комментарии, предоставил конкретный пассажир «Победы», которого редакция, в соответствии со Статьей 41 Закона о СМИ посчитала нужным не называть. Тем не менее, на предстоящем судебном заседании, мы, не дожидаясь мотивированного требования Арбитражного суда Волгоградской области, предоставим развернутые и верифицированные свидетельские показания пострадавшего лица.
В целом, претензии компании по-человечески понятны – любой гражданин или фирма вправе требовать опровержения несоответствующих действительности сведений – в случае, если они порочат их честь и достоинство. И если второе компания доказала, то над первым так и не потрудилась, посчитав, что люди – это последнее, и наименее важное; клиенты – то, через что можно перешагнуть, особенно в случае престижа фирмы. Однако, в вопросе опровержения информации попускаться одним из двух требований недопустимо – а значит, и оснований для законных требований быть не может.
Редакция ИА «Волга-Каспий»