Выберите дату:

Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

В Волжском детей приучают к православию с детского сада
Фото:

На этой неделе в Волжском завершились Рождественские чтения, проводившиеся при активном участии представителей Православной церкви. Особое внимание общественности привлекла работа одной из секций чтений, прошедшей в детском саду №95 «Росточек». Как выяснилось, в Волжском уже больше года проводятся занятия для дошкольников по авторской программе, предусматривающей «ознакомление детей с нормами православия как примера нравственного образа жизни».

Как пояснили ИА «Волга-Каспий» в пресс-службе администрации Волжского, на чтениях была особо отмечена программа «Зёрнышки и ростки», разработанная воспитателем детского сада №95 Ольгой Коваленко. Кроме того, в мероприятии приняли участие протоиерей Пётр Симора и священник Алексей Лисовой, представивший доклад под названием «Воспитание дошкольников сто лет назад». У определённой части общественности появление информации о «православном кружке» в детском саду вызвало подозрения, что волжские воспитатели могут с излишним рвением перенимать педагогические приёмы вековой давности.

 

Автор программы: «Это же не воскресная школа»

Автор программы «Зёрнышки и ростки» Ольга Коваленко в разговоре с корреспондентом ИА «Волга-Каспий» заявила, что курс сертифицирован и прошёл распространение после четырёхлетнего экспериментального использования. По словам Ольги Коваленко, использование авторской программы в дошкольном учреждении соответствует нормам статьи 67 Федерального Закона «Об образовании» (в указанной статье ФЗ о применении авторских образовательных программ в детских садах не говорится; возможно, речь шла о статье 64 того же правового акта, регулирующей дошкольное образование).

– Это полностью добровольно. Мы принимаем детей в секцию только на основании заявления от родителей, – заверила Ольга Коваленко. – Сейчас по программе «Зёрнышки и ростки» обучаются 26 детей из 120 воспитанников детского сада. При этом курс распространяется только на ребят из старшей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.

Как утверждает автор программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, в рамках курса детям не навязываются какие бы то ни было религиозные догмы, а даются лишь базовые представления о православной культуре. Впрочем, воспитатели не только сами ведут занятия с детьми, но и допускают в детский сад священников – судя по словам Ольги Коваленко, представитель православной церкви по меньшей мере один раз посещал образовательное учреждение, «чтобы освятить праздничные куличи».

– Мы через сказки учим детей различать понятия добра и зла, рассказываем о православных праздниках. Естественно, никаких молитв или религиозной пропаганды в нашем курсе нет, это же не воскресная школа, – говорит Ольга Коваленко. – О других религиях в программе тоже упоминается: об исламе, о буддизме. Никаких отрицательных отзывов от родителей нам за всё время не поступало, отзывы были только положительные. Например, у нас есть родители-мусульмане, и они только поддерживают то, что их дети расширят свой кругозор. Дети после нашего курса идут во вполне светские школы, там с первого класса им преподают основы православной культуры, и они уже себя чувствуют в этой теме, как рыбы в воде.

Ольга Коваленко предложила ознакомиться с её авторской программой на сайте Калачёвской епархии. Однако в результате беглого поиска на данном ресурсе не удалось обнаружить никаких материалов, связанных с курсом, кроме двух пресс-релизов – в одном упоминается об открытии секции в октябре 2015 года, во втором – об участии Ольги Коваленко в «Рождественских чтениях».

 

Специалисты: «Всё, что не запрещено, разрешено»

По словам специалистов, высказывать какое-либо мнение о дошкольном «православном воспитании» можно лишь после ознакомления с конкретными документами, в соответствии с которыми проводятся занятия. Поэтому определить, насколько взвешенно и нейтрально маленьким волжанам рассказывают о религиозной культуре, без тщательного анализа программы невозможно.

– Такие курсы трудно оценивать, не видя конкретных документов. Чтобы о чём-то судить, нужно хотя бы видеть саму программу, – говорит московский религиовед Екатерина Середа. – Конечно, с психологической точки зрения рассказывать о религии в таком возрасте – это далеко не всегда хорошо. Но, с другой стороны, в психологии религии действует такой подход, при котором всё, что не запрещено, разрешено. Поэтому здесь важно смотреть на конкретную суть программы. Нужно ещё обратить внимание на то, как она проходила сертификацию и апробацию, оценивали ли её люди с профессиональным психологическим образованием. Без соответствующей информации давать положительную или отрицательную оценку нельзя.

В школах, где система преподавания основ религиозной культуры уже относительно успешно налажена, действуют строгие правила, регулирующие проведение соответствующих занятий. Более того, утверждение Ольги Коваленко о том, что детям преподают этот предмет уже с первого класса, не соответствует действительности.

– Предмет на самом деле называется «Основы религиозных культур и светской этики». В нём несколько модулей: условно говоря, православная культура, исламская культура, буддистская культура и светская этика. Какой из этих модулей будет преподаваться, выбирают сами родители путём анкетирования, – пояснила ИА «Волга-Каспий» учительница одной из волгоградских школ на условиях анонимности. – В нашей школе, например, выбрали светскую этику. Так или иначе, этот курс с первого класса однозначно не преподаётся. Он читается один год, в четвёртом классе. Оценок по нему нет, только «зачтено» или «не зачтено». И даже в тех школах, где выбран модуль по основам православной культуры, занятия ведут исключительно учителя, прошедшие специальные курсы. Чтобы пригласить на урок священника, потребуется предварительно заручиться согласием родителей, а также администрации образовательного учреждения и местных органов образования.

Таким образом, в школах основы религиозной культуры или светской этики преподаются всего лишь год – причём детям, уже достигшим десятилетнего возраста. Несмотря на то, что предложения о преподавании данного курса с первого класса уже высказывались, на практике они не реализованы. Более того, все контакты между образовательными организациями и духовными лицами тщательно регламентируются и проводятся только в рамках добровольного сотрудничества – и, надо полагать, в отношении детских садов регламент должен быть не менее строгим, нежели в отношении школ.

 

Родители: «Всё должно быть по желанию и согласованию»

Сообщения о «православном кружке» в детском саду вызвали у жителей Волгограда и Волжского неоднозначную реакцию. Если одни горожане не видят ничего опасного в том, что шестилетним детям рассказывают о храмах и церковных праздниках, то другие высказались по этому поводу негативно. Среди родителей преобладает настороженное отношение к внедрению религиозных элементов в образование: многие из тех, кого удалось опросить ИА «Волга-Каспий», заявили, что не стали бы отдавать своих детей в детский сад, где есть «православная» секция.

– Если честно, я бы не стала отдавать сына в такую секцию. Не хочу навязывать ему религию, если вдруг однажды он поймёт, что ему это интересно – ради бога, – говорит волгоградка Елена. – На мой взгляд, эта секция должна быть добровольной, но никак не обязательной, иначе придётся не только православные секции создавать. Я отдала сына на танцы и математику, мне кажется, это нужнее.

– Всё должно быть по желанию и согласованию с родителями, как отдельный тематический кружок, – поддерживает Надира из Волгограда. – В нашей группе в детском саду есть дети разных национальностей, родители прививают им свою культуру и религию. Тогда надо рассказывать не только о православии, но и о том, что в мире существуют и другие религии…

– С одной стороны, хорошо, когда ребёнок имеет понятие о мировых религиях, о морали, добре и зле. Но с другой – почему именно православие? Я считаю, что малышам нужно рассказывать обо всех религиях, об их отличиях, и прививать им с раннего возраста понимание, что уж лучше официальные религии, чем деструктивные секты. Я за то, что если давать священникам доступ к воспитанию детей, то тогда на равных условиях допускать туда и муфтиев, и раввинов, и представителей буддизма, – считает Игорь из Волгограда.

– Я придерживаюсь иного мировоззрения, поэтому своего ребёнка в детский сад, где есть православная секция, точно бы не повёл, – говорит волгоградец Дмитрий. – Но в принципе я не вижу ничего плохого в существовании таких кружков, пока они добровольные. Во многих семьях родители не успевают или не хотят заниматься воспитанием детей, а подобные секции, по крайней мере, прививают хоть какую-то базовую культуру.

Следует отметить, что постепенная клерикализация системы образования уже не первый год вызывает протесты и отторжение у представителей родительского сообщества. К примеру, совсем недавно в Москве разразился громкий скандал, связанный с преподаванием «Основ духовно-нравственной культуры народов России». Родители учеников одной из столичных школ обратились с жалобой в Генеральную прокуратуру: они попросили проверить учебное пособие «Истоки», по которому занимались пятиклассники, на предмет навязывания религиозной идеологии. Авторы учебника, в частности, рассказывали детям о «нечистой силе», «чудотворных иконах» и «ангелах-хранителях», а также предлагали выучить такие слова, как «неотмирность», «живоначальность» и «умирение». Примечательно, что с протестами против пособия выступили в том числе и православные родители.

К чему приведёт появление «православных кружков» в детских садах Волгоградской области, на данный момент судить сложно. Ясно одно: пока что попытки привнести элементы религиозного дискурса в образовательную практику вызывают у большинства населения отнюдь не «умиление» и чувство «соборности», а возмущение и недоверие.

 

Сергей Иванов



Читать volga-kaspiy.ru в