Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Страховщики теряют страх
Страховщики теряют страх
Фото:

Волга-Каспий

Газета “Цена вопроса”, 14 апреля 2014 г.

Опасения волгоградских автомобилистов, желающих купить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, оправдываются: за четыре месяца 2014-го ситуация с приобретением документа не изменилась в лучшую сторону. А ведь еще в декабре 2013 года владельцы «железных коней» забили тревогу: дескать, вожделенный полис ни одна страховая компания не выдает, ссылаясь на отсутствие бланков. Граждане начали активно жаловаться по инстанциям. Жаловались и не верили, что проблема разрешится в течение считанных дней или недель. Ведь эксперты как раз прогнозировали повышение стоимости услуг страховых компаний с начала 2014 года, не исключая предстоящий сговор на рынке услуг, а потому впереди отчетливо маячили – «перераспределение» потока клиентов и выжидание увеличения цены полиса. Пресловутый сговор антимонопольной службой пока не доказан, а вот страхи владельцев машин в одном оправдались точно: бланков по-прежнему нет или якобы нет.
Корреспонденты газеты «Цена вопроса» провели «контрольную закупку» полисов ОСАГО в 10 региональных представительствах компаний.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ


Сразу скажем, что приобрести документ в день обращения на законных основаниях ни в одной из организаций мы не смогли. Как под копирку, агенты просили и потенциальных, и даже постоянных клиентов записаться на «черезнедельку» и подождать. Такая формулировка предложения в устах страховщика означает ожидание – от одной недели до трех месяцев, в зависимости от фирмы. То есть, если поступать по закону, автовладелец становится «невыездным». И это в апреле, когда манят дачи, турбазы и повседневные дела не оставляют в покое. А если действовать не по закону… Поехал без полиса, попался «гайцам» – штраф 800 рублей, запрещение эксплуатации ТС и снятие регистрационных номеров учета с условием 24-часового устранения нарушения. Последнее, собственно, сделать в Волгограде в течение суток не получится, изрядно не потратившись дополнительно. В этом убедились журналисты.

НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС

Итак, уточним еще раз: в день «контрольной закупки» у наших корреспондентов купить полис на законных основаниях не получилось. Нигде! Правда, в одном из представительств российской компании «Росгосстрах» нашу проблему «невыезда» с радостью согласились решить сегодня же. Но за покупку дополнительной услуги. И если ранее (с декабря 2013 года, когда страховщики как один начали ссылаться на отсутствие бланков) стоимость этой услуги в виде страхования жизни водителя составляла тысячу рублей, то с 1 апреля, как пояснил агент, уже в 2 раза больше. На вопрос, на каком основании навязывается то, что клиенту не нужно, сотрудница, привычная к недоумению клиента, сдержанно уточняет: никакого навязывания, мол, только предложение, а без допуслуги – уже придется подождать.

ЛУКАВСТВО ПО-РОСГОССТРАХОВСКИ

Очередь в «Росгосстрахе» из автомобилистов, не желающих переплачивать, выстроилась до июня 2014 года. «Нашли лазейку, – возмущенно ворчат автовладельцы , – письменный отказ от выдачи полиса теперь не потребуешь у них и в суд с ним не пойдешь. Не дают страховщики письменного отказа, и все тут! Просят подождать их звонка…».
А ведь полтора месяца назад местное управление ФАС выдало предупреждение ООО «Росгосстрах» о недопустимости подобных действий. Кстати, на устранение нарушений отводился срок в 10 дней, а в случае повторного выявления было обещано возбуждение дела. И вот 7 марта на официальном портале антимонопольщиков Волгограда появляется обещание руководства филиала не навязывать допуслуги. Ниже – чистосердечное признание в том, что «некоторые агенты, действительно, при продаже полисов ОСАГО пытаются злоупотребить правом, с такими сотрудниками ведется активная работа, и благодаря заявлениям страхователей подобные случаи выявляются и пресекаются».
Как вы понимаете, мы умиленно прослезиться на сей счет не смогли, ибо к тому моменту уже прочувствовали на себе навязчивый сервис страховщиков.

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ

Задавшись целью во что бы то ни стало купить полис ОСАГО, корреспонденты газеты направились в другие филиалы крупнейших российских страховых компаний в Волгограде. Справедливости ради отметим, что более ни в одном из них дополнительную услугу нам не предложили. Аллилуйя! Впрочем, и продать полис тоже отказались.
В «Югории» ответ на нашу законную просьбу продать полис агенты дали неоднозначный: вероятно, «придут» бланки после 15 апреля, а может быть, и нет. В «Ингосстрахе» нас попросили сдать пакет документов, необходимый для оформления полиса заранее, для дополнительной проверки, чего конкретно – оставили без пояснений. Ждать звонка агента попросили в «Цюрихе», срок – не менее недели. В «Альянсе» сделали менее оптимистичные прогнозы по поводу появления у них бланков – конец апреля. Кстати, в коридоре филиала этой компании нам удалось разговориться с владельцем недорогого седана. Мужчина поведал грустную историю о том, что разъезжает по страховщикам уже месяц с надеждой купить ОСАГО на машину супруги. В том же «Альянсе» три недели назад велели приехать через три недели, но сегодня – снова разочарование: бланки не пришли.

БОДРЕНЬКО И КРЕАТИВНЕНЬКО

Поразил ответ работников «ЭнергоГаранта». Вероятно, руководство филиала этой страховой компании наказало своим сотрудникам отвечать на вопросы автомобилистов именно так: «Мы перевыполнили план первого квартала, а на второй бланки еще не получили».
В «РЕСО» надо было оказаться постоянным клиентом, чтобы продлить действие документа, либо ждать неделю-другую. В «АльфаСтраховании» ситуация та же, но ожидание может затянуться до месяца. В волгоградском филиале «Группы Ренессанс страхование» выписать документ нам тоже не отказали, предложили визитки с номерами телефонов с просьбой звонить в середине мая.
В «МСК», ссылаясь на отсутствие бланков, открыто посоветовали обращаться к внештатным агентам прямо на пунктах регистрационного учета автомобилей. Почему полисы есть у неучтенных в штатном расписании страховщика сотрудников? Внятного ответа не поступило… Последовало лишь предположение – «сэкономили» на количестве выданных ранее. Впрочем, ни на одном из МРЭО страховщиков с полисами данной компании мы не встретили, зато предложение купить ОСАГО получили от других «внештатников» – компании «Росгосстрах». И – внимание! – полис был бы выписан незамедлительно, если бы мы дали согласие уплатить дополнительно 2 тысячи рублей за то самое страхование жизни водителя. Пока мы расспрашивали «внештатников», зачем навязывается дополнительная услуга, заинтересованный решением тех же вопросов автовладелец иномарки неприметного цвета рассказал, что представители страховщиков помимо этой суммы требуют еще одну – 630 рублей за технический осмотр. Это при том, сетовал водитель праворукой, что «у меня на руках – непросроченный талон, а они все равно говорят, что только их бумажка будет действительна».

КТО ВИНОВАТ?


Все-таки странно, что вероятный сговор страховщиков происходит в период обсуждения Центробанком возможности повысить коэффициенты, применяемые в регионах РФ для получения полисов ОСАГО. Так, в Волгоградской области уже с середины 2014 года вместо коэффициента 1,3 может быть применен 1,5, хотя проект закона на сей счет находится лишь на стадии обсуждения. Однако, по мнению экспертов, бойкот страховщиками ситуации на рынке выдачи полисов обязательной автогражданской ответственности даже после этого в регионе будет продолжен.
Дело в том, что аварийность в Волгоградской области – одна из наиболее высоких среди субъектов страны, при этом инфляции стоимости полисов ОСАГО не происходило около 10 лет в отличие от цены комплектующих и частей кузова автомобилей, а автоюристы становятся все грамотнее и «выбивают» в судах полную стоимость ремонта, плюс каждая компания обязана учитывать езду своего клиента без ДТП и ежегодно делать за это скидки. Таким образом, делают выводы специалисты, страховщики в последние годы оказываются в больших убытках. Кстати, по мнению ряда экспертов, бойкот не прекратится до тех пор, пока стоимость полиса не вырастет в разы.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Что же делать автомобилистам? Однозначных рекомендаций у специалистов страхового бизнеса нет. По их словам, каждому владельцу машины следует решать самостоятельно – мириться с ситуацией или бороться с произволом на рынке полисов ОСАГО, покупать ли полис с дополнительной услугой или ждать выдачи заполненного бланка без нее, идти в суд, жаловаться в государственные и правоохранительные органы либо применить все возможные варианты для восстановления своих гражданских прав на пользование публичной офертой. В любом случае юристы настаивают на том, чтобы автолюбители были более внимательны, поскольку любой коллапс, связанный с куплей-продажей товаров и услуг, порождает мошенников, которые очень быстро вникают в ситуацию и пользуются беззащитностью граждан в конкретной ситуации. В частности, речь идет о поддельных полисах ОСАГО, которые волгоградские автомобилисты приобретают вне офисов обслуживания клиентов. О защитных знаках, наносимых на бланки настоящих полисов, можно прочитать на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.
Что же касается нас… Мы просим считать этот материал запросом в правоохранительные органы. Ждем правовой оценки сложившейся ситуации в установленные законом сроки. С результатами непременно познакомим читателей.

КОММЕНТАРИЙ УФАС ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
– В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области регулярно поступают обращения владельцев транспортных средств, связанные с нарушением со стороны филиала ООО «РОСГОССТРАХ» в Волгоградской области антимонопольного законодательства путем уклонения от заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности либо навязывания невыгодных условий договора. Вместе с тем подавляющее количество обращений не содержит в себе доказательств совершения со стороны ООО «РОСГОССТРАХ» указанных выше действий.
С учетом вышеизложенного, в целях недопущения нарушения прав граждан при заключении договора ОСАГО Управление ФАС по Волгоградской области считает необходимым сообщить владельцам транспортных средств следующее.
В случае получения устного отказа в заключении договора ОСАГО необходимо обратиться в филиал ООО «РОСГОССТРАХ» в Волгоградской области (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 122) с заявлением о заключении договора обязательного страхования по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К заявлению необходимо приложить в обязательном порядке:
документ, удостоверяющий личность (если страхователем является физическое лицо);
свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт, технический талон или аналогичный документ);
водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (если договор обязательного страхования будет предусматривать допуск к управлению транспортным средством определенных лиц);
диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет 6 месяцев, а также случаев, когда договор ОСАГО заключается на срок до 20 дней ввиду приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и др.) для следования к месту регистрации транспортного средства и следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства и повторного технического осмотра транспортного средства).
Заявление должно быть изготовлено в 2 экземплярах (один передается страховщику, второй с отметкой о вручении остается на руках заявителя).
В случае отказа представителя страховщика принять заявления с приложениями нарочно заявление, а также прилагаемые к нему документы необходимо отправить в адрес филиала ООО «РОСГОССТРАХ» в Волгоградской области (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 122) заказным почтовым отправлением с описью вложения. Документ об отправке сохранить.
В случае письменного отказа от заключения договора ОСАГО, необоснованного уклонения от заключения, отсутствия ответа страховщика по истечении тридцати дней с момента получения заявления Управление ФАС по Волгоградской области рекомендует владельцам транспортных средств обратиться с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции».



Читать volga-kaspiy.ru в