На пресс-конференции в Москве секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов пообещал лично рассмотреть перечень проблем Волгоградской области, которые игнорирует региональная ОП РФ.
На встрече с журналистами Александр Бречалов рассказал об основных направлениях работы Общественной палаты в 2017 году, а также ответил на вопросы прибывших на пресс-конференцию региональных журналистов. На вопрос корреспондента ИА «Волга-Каспий» о том, почему Общественная палата Волгоградской области не вмешивается в решение социально-экономических проблемы региона и безмолвствует по поводу непопулярных решений местных властей, Александр Бречалов ответил, что неэффективная работа ОП в субъектах федерации – это одна из существующих проблем, а также пообещал лично разобраться с острыми вопросами.
– Я не могу влиять на деятельность региональной Общественной палаты. Мы оцениваем работу [региональных ОП], мы вовлекаем их в онлайн-формат [работы] и так далее. По многим территориям мы уже просто устали это делать, и в ручном режиме решаем местные проблемы. Поэтому сколько это будет продолжаться, я не знаю. Здесь надо разобраться. Волгоградская область ваша бедная, несчастная (нет, серьёзно) претерпела столько псевдоруководителей, у вас очень сложная ситуация. У вас «сидели» бизнес-группы на концессионных соглашениях по Водоканалу и так далее. И по многим вопросам [власти] пришлось принимать непопулярные решения, которые оказались эффективными. Я сейчас никого не защищаю. У меня есть к вам предложение. Я не хочу спрашивать Гензе, ни кого-то ещё. Будем с вами в коммуникации. Дайте мне тот перечень вопросов, который, на ваш взгляд, должен решаться, но не решается, я его поставлю перед Андреем Бочаровым лично. Если есть проблема, её нужно решить, и тем самым мы изменим ситуацию, – заявил секретарь Общественной палаты.
Кроме того, Александр Бречалов ответил на вопрос о том, нормальна ли ситуация, при которой один человек фактически контролирует ключевые общественные институты, которые должны обеспечивать коммуникацию между населением и органами власти, а также согласовывать их интересы. Речь идёт о председателе Общественной палаты Волгоградской области Татьяне Гензе, которая также занимает пост сопредседателя регионального отделения ОНФ и зампредседателя Волгоградского областного Совета профсоюзов.
– Общественная палата, профсоюзы, союзы матерей ещё пять организаций – то это ведь в большинстве регионов так. Как это ни парадоксально, это работает. Лояльный человек формирует ту повестку, которая нужна главе региона, – отметил г-н Бречалов.
Отметим, что согласно 32-му Федеральному закону в задачи Общественной палаты входит общественный контроль «за деятельностью правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Тем не менее, ОП Волгоградской предпочитает не вмешиваться в проблемы региона, сохраняя олимпийское спокойствие и только участвуя в дискуссиях по поводу общественного контроля с местными активистами.
Между тем, в Волгоградской области есть ряд проблем, которые требуют вмешательства и экспертной оценки. Так, местные власти открыто лоббируют интересы петербургского транспортного холдинга, обеспечивая его многомиллионными дотациями, и выделяют куда более скромные суммы местным предприятиям, находящимся практически на грани банкротства. Недавно стало известно, что ООО «Волгоградский автобусный парк» – компания, входящая в холдинг «ПитерАвто», которой городские власти доверили обслуживание 7 муниципальных автобусных маршрутов, получит 324 миллиона рублей, в то время как «Метроэлектротранс», обслуживающий в общей сложности более 20 троллейбусных и трамвайных маршрутов – 79 миллионов рублей, а ПАТП №7, обслуживающее 36 автобусных маршрутов – всего 32 миллиона рублей. То есть местные предприятия с куда большей нагрузкой получат в 10 и в 4 раза меньше, чем питерский «варяг».
То же самое можно сказать и про бизнес, когда власти явно покровительствуют одним компаниям, устанавливая для них льготные тарифы, и давят на другие, буквально «выжимая» их из региона, как, например, происходит с компанией «Волгабас». В 2013 году «Волгабас» оказывался на грани разорения из-за долгов перед «Сбербанком» и другими структурами. Сейчас компания постепенно перебирается во Владимир, где находится индустриальный парк и завод полного цикла, строительство которого компания начала в 2014 году. При этом Волгоград рискует остаться без крупного налогоплательщика и лишиться большого числа рабочих мест. Ещё одним инструментом давления на местное предпринимательское сообщество являются многочисленные проверки крупных предприятий: по данным отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Волгоградской области, в течение 2016 года было выявлено более двух тысяч нарушений прав предпринимателей. При этом с давлением на бизнес не может справиться даже бизнес-омбудсмен. Кроме того, местные власти резко повысили страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, тем самым сократив количество ИП и подтолкнув их к уходу «в тень».
Хватает также проблем и в сфере ЖКХ. Это скандалы, связанные с недобросовестными управляющими компаниями, и даже прецеденты по лишению УК лицензий, рост долгов управляющих организаций перед «ресурсниками», а также существенное увеличение тарифов на коммунальные услуги, вызвавшее протест жителей Волгоградской области. Соответствующее решение было принято на прошедшем в конце декабря заседании городской Думы, где губернатор предложил депутатам к установленному на федеральном уровне проценту повышения стоимости услуг ЖКХ (4,2%) добавить ещё и региональный (5,6%). Андрей Бочаров заявил, что решение об увеличении тарифов принимается для наполнения регионального бюджета, однако основную выгоду от этого получат ресурсоснабжающие организации и коммунальные операторы – в первую очередь «Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения». Здесь уместно напомнить, что два года назад, ещё на этапе формирования требований передачи сетей волгоградского Водоканала в концессию главным условием выступало соблюдение тарифной политики, в частности тариф для населения должен был расти только в пределах инфляции.
Список проблем можно расширять до бесконечности, многие из них носят системный характер, и требуют консолидации сил местного гражданского сообщества, его диалога с бизнесом и властью. В нём должны участвовать также некоммерческие организации, Общественная палата, Общероссийский народный фронт, средства массовой информации, однако пока что активного движения в сторону решения подобных проблем не наблюдается, что, в частности, говорит о пассивности местных организаций, которые только создают видимость бурной деятельности. Как бы хорошо ни работал господин Бречалов, к сожалению, его возможности ограничены, и он, при всём желании, не сможет проводить ревизию всех решений местных органов власти, поэтому волгоградским структурам остаётся только одно – заняться своими непосредственными обязанностями.
Наталья Маевская