Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

В России вступил в силу закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО
Фото:

В пятницу, 28 апреля, в России вступили в силу поправки в федеральный закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО. Теперь в ряде случаев автовладелец будет получать от страховой компании отремонтированный автомобиль вместо возмещения деньгами.

Распространяться эта норма будет на новые договоры, которые заключены с 28 апреля. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение возможно, но по договорённости страховщика и страхователя.

По закону приоритет отдаётся ремонту автомобиля, возмещение ущерба в денежной форме можно будет получить только в случае полного разрушения автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также в случае, если стоимость ремонта превышает лимит страховой выплаты. Кроме того, денежную компенсацию смогут получить инвалиды первой и второй группы. Деньги может потребовать и автовладелец, которому страховщик не предложил соответствующую требованиям закона станцию ремонта.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик предложит список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. Пострадавший может выбрать СТО из предложенного страховщиком списка или же другую станцию, если компания согласится на это. Станция техобслуживания должна располагаться в пределах 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. Исключением являются случаи, когда страховая компания оплатила транспортировку авто до места ремонта.

Минимальный гарантийный срок на восстановительный ремонт автомобиля составляет полгода, а на кузовные работы и ремонт, связанный с использованием лакокрасочных материалов, – 1 год. Ремонт должен быть закончен в 30-дневный срок с момента поступления автомобиля на СТО. Кроме того, при ремонте должны использоваться новые детали, т.е. степень износа транспортного средства не будет учитываться. В случае если на страховщика будут неоднократно поступать жалобы на некачественный ремонт, то Центробанк может на год запретить компании возмещать ущерб в виде ремонта. Если страховщик срывает сроки ремонта, то ему придётся выплатить неустойку в размере 0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки.

Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.

Президент Российского союз автостраховщиков Игорь Юргенс заявил, что в части процедуры взаимодействия потребителя и страховой компании практически ничего не меняется. Он также отметил, что срок ремонта в 30 дней является максимальным. «Как правило при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней при незначительных авариях, в сложных случаях в течение 15 дней. Здесь, думаю, не должно возникнуть каких-то проблем. Другой вопрос в том, что закон обязал использовать только новые детали при восстановительном ремонте. Это сильно сужает круг потенциальных получателей этой услуги. Поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, соответственно, в срок уложиться сложно. А праворукие автомобили, которых предостаточно на Дальнем Востоке, вообще практически выпадают из этой схемы», – сообщил президент РСА.

Если потребителя не устроили результаты проведенного ремонта, то он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением. «СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок. Ведь в случае неудовлетворительной работы страховщик расторгнет с такой станцией договор», – добавил Юргенс.

По его словам, идея документа родилась «как возможность противодействия мошенничеству в ОСАГО, которое приняла уже гипертрофированные формы. Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, автоматически будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме, то есть ремонтом». Тем не менее в ходе работы над документом в нём появились дополнительные требования по критериям доступности СТО, по гарантийным срокам, по использованию новых деталей. Это «потенциально сужает использование восстановительного ремонта, соответственно, сохраняет наличность при возмещении в ОСАГО. Поэтому риски мошенничества сохраняются».

Наталья Маевская



Читать volga-kaspiy.ru в