Аудиторская проверка показала, что сеть учреждений социальной сферы в Волгоградской области не отвечает сегодняшним реалиям и потребностям населения. Кроме того, в регионе провалили исполнение госзадания – по срокам, соответствию перечня работ и услуг и расходов на них.
«Волга-Каспий» со ссылкой на областную Контрольно-счетную палату сообщает, выполнение государственного задания учреждениями социальной сферы показало множество нарушений.
Так, применяемый в регионе способ расчета финансовых затрат на исполнение госзаданий подгонялся под потребности конкретной организации, в результате чего расходы на одну и ту же государственную услуг, выполняемую разными учреждениями, значительно различались. Соответственно не были соблюдены принципы законодательства, предусматривающие равные содержание и условия предоставления государственных услуг и работ, что мешает развитию конкуренции в оказании социальных услуг.
Помимо этого, нарушения порядка формирования госзадания (как выяснилось, характерные для всех главных распорядителей областного бюджета) выразились в несоблюдении сроков его действия, несоответствии перечней госуслуг и работ, утверждаемых местными органами перечням, утверждаемым правительством РФ, несоответствии доводимых госзаданий до госучреждений основным видам их деятельности и иных недочетах. По словам аудиторов, это свидетельствует о формальном подходе при доведении госзадания до социальных учреждений.
Выявленные недочеты позволяют говорить о том, что сеть учреждений социальной сферы не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня, полномочиям отдельных органов государственной власти, а также потребностям населения. Подробнее – на конкретных примерах.
Так, в учреждениях социального стационарного обслуживания (дома-интернаты престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, геронтологический центр), коечный фонд куда больше, чем востребовано – и нет механизмов для оценки его эффективности. Что же касается здравоохранения, действующий способ оплаты амбулаторной медицинской помощи за счет страховки не стимулирует медицинские организации на выполнение утвержденных объёмов медицинской помощи и привел к их существенному невыполнению на 64,1%.
А Облкоммолодёжи, не уполномоченный на дополнительное образование детей, являлся учредителем ГБУ дополнительного образования «Центр «Славянка». Не имея имущества и оплачивая за счет средств областного бюджета его аренду (в среднем по 600 тыс. руб. в год), он предоставляет услуги дополнительного образования, не входящие в гарантированный перечень бесплатных государственных услуг. Этот же комитет не контролировал деятельность ГАУ «Юный ястреб», в результате чего подготовка 360 парашютистов (по госзаданию 2016 года) фактически не завершена, т.к. была проведена без практических занятий по прыжкам, что не отвечает программе подготовки авиации ДОСААФ России.
В то же время областному комитету физкультуры и спорта не хватило средств из бюджета – а в итоге он не смог обеспечить участие волгоградских спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях, что замедляет профессиональное развитие спортсменов, а также их переход на следующий этап спортивной подготовки. Всего из 6653 спортсменов членами сборных команд Волгоградской области является 1481 человек (22,3%), членами сборных команд России – 192 человека (2,9%).
Спортсмены отдельных учреждений вовсе не входят в состав сборных команд России (ГКОУ ВО ДО «СДЮСШОР № 2», ГАУ ВО «Центр подготовки спортивного резерва по футболу» (далее ГАУ ВО «ЦПСР по футболу»), ГАУ ВО «ФК «Ротор-Волгоград» и ГАУ ВО «ДЮСШ по зимним видам спорта»), а спортсмены ГАУ ВО «ЦПСР по футболу» не включены и в состав сборных команд Волгоградской области. Кроме того, какие-либо критерии по развитию сети учреждений физической культуры и спорта до сих пор не определены.
Наконец, областному комитету культуры не обеспечили взаимосвязь количественных и качественных показателей государственных заданий, доведенных подведомственным театрально-зрелищным госучреждениям культуры, что привело к низкой заполняемости залов в противовес большого показа спектаклей, которым «подгоняли» показатели – а в итоге нарушили нормы предельной нагрузки на артистов учреждений и увеличению расходов областного бюджета. Об этом уже подробно писали «Волга-Каспий» – Фактическая загруженность актеров Театра юного зрителя при 209 постановках составила 26 спектаклей в месяц (139 % от предельной нагрузки) При этом завышенные плановые значения по доходам привели к образованию кредиторской задолженности – 3,9 млн. руб. (17,6 % от запланированных доходов на 2016 год). И аудиторы установили, что у профильного комитета нет механизмов стимулирования заполняемости зрительного зала и обновления репертуара, так что рычагов воздействия у облкомкультуры нет. Кроме того, ведомство приняло отчет театра о выполнении госзадания с недостоверными данными как по количественным показателям («число зрителей на стационаре», «число зрителей на выезде», «число зрителей на гастролях»), так и по качественному («средняя заполняемость зала на стационаре»). По некоторым постановкам заполняемость и динамика числа зрителей составили всего 33,8%.
По итогам проверки КСП направит рекомендации профильным органам изменить подход к формированию госзаданий, обеспечить объективный контроль и анализ качественных показателей при приеме отчета об их исполнении, а также продумать механизмы стимулирования работы социальных учреждений.
Михаил Ланский.