В московском выставочном центре «Крокус Экспо» прошла XII Международная туристическая выставка «Интурмаркет-2017». Среди более чем 1400 участников, разместивших на ней свои экспозиции, оказалась и Волгоградская область – вот только оформление её стенда по неведомым причинам оказалось предельно минималистичным.
Как стало известно ИА «Волга-Каспий» со слов посетителей выставки, стенд Волгоградской области представляет собой небольшой закуток, внутри которого находятся два стула и стол. Фотографию волгоградской «экспозиции» опубликовал на своей странице в социальной сети Facebook ректор Волгоградского института бизнеса Андрей Ващенко. «А вот так, креативно, выглядит стенд нашего региона на международной выставке “Интурмаркет”», – написал он. Позднее Андрей Ващенко опубликовал комментарий, в котором пояснил свою позицию.
«Мне кажется, необходимо обеспечить присутствие на всех международных и межрегиональных выставках в Москве. На недавний выезд наших отельеров в Москву, организованный волгоградским отделением РГА и ассоциацией туризма, пришло более 50 представителей туроператоров! Если нет денег, надо думать головой! Наймите пару-тройку толковых студентов на почасовку и одного менеджера по совместительству, москвичей или наших волгоградских, и не надо тратиться на гостиницы-командировки! Изготовление и хранение экспозиции тоже на месте! У нас очень низкие стартовые позиции, и надо нагонять, без выставочного представительства этого не сделать. “Принимать участие” надо с умом», – отметил Андрей Ващенко.
Для сравнения, стенды других российских регионов выглядели примерно следующим образом:
Представители регионального Агентства развития туризма в своё оправдание заявили, что «руководством выставки была допущена ошибка в размещении этого стенда от Волгоградской области». Они также уточнили, что участие в мероприятии регионом не финансировалось. В комитете экономики Волгоградской области корреспонденту ИА «Волга-Каспий» подтвердили, что средства на участие в «Интурмаркете» не выделялись.
– Участие в туристической выставке «Интурмаркет» не входило в план конгрессно-выставочных мероприятий Волгоградской области на 2017 год, и ошибка была допущена организатором мероприятия – стенд региона был размещён без согласования с представителями Волгоградской области, – пояснила редакции ИА «Волга-Каспий» Анна Ивановская, специалист по связям с общественностью Агентства развития туризма Волгоградской области. – На данный момент в адрес организаторов «Интурмаркета» направлено письмо о разъяснении ситуации.
В то же время один из бывших сотрудников Агентства развития туризма на условиях анонимности сообщил, что финансирование на участие в различных выставках и форумах, как и в целом на развитие туризма, в Волгоградской области фактически отсутствует – так что даже если бы Агентство приняло участие в выставке, экспозиция выглядела бы немногим лучше.
– Агентство способно выполнять лишь какие-либо текущие малобюджетные мероприятия. Волгоградский стенд так выглядел всегда, и в ближайшей перспективе ничего не изменится, поскольку деньги взять неоткуда, – сообщил собеседник редакции.
Стоит отметить, что чисто символическое присутствие Волгоградской области на выставке «Интурмаркет-2017» до боли напоминает ситуацию с другим важным событием, в котором регион уже во второй раз не участвовал – с Международным инвестиционным форумом в Сочи. На организацию собственной экспозиции в рамках данного мероприятия региональные власти в этом году денег не нашли, хотя прежде охотно его посещали. При бывшем губернаторе Сергее Боженове размещение областного стенда на сочинском форуме даже стало причиной скандала (НП «Развитие», управлявшееся Ириной Бобровой, собирало на оформление экспозиции деньги с местных бизнесменов, но впоследствии не использовало полученные средства и вернуло их только частично).
Столь откровенное пренебрежительное отношение к одному из крупнейших российских событий в сфере туристического бизнеса резко контрастирует с неоднократными заявлениями региональных властей об особом внимании к развитию туризма. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года губернатор Андрей Бочаров подписывал соглашение о сотрудничестве в сфере туризма с правительством Москвы, гордо провозглашал Волгоградскую область «самым привлекательным регионом ЮФО» и обещал превратить город-герой в центр патриотического туризма – однако все договорённости так и остались лишь на бумаге. Реальная привлекательность Волгоградской области для туристов по-прежнему невысока, а усилия властей по её повышению ограничиваются проведением малозаметных конференций и планами по застройке территории городских заводов гостиницами. Крупные форумы и выставки, где регион мог бы рассказать о новых проектах и привлечь инвесторов, систематически игнорируются.
Как ни странно, последние значимые попытки прорекламировать Волгоградскую область с точки зрения её туристической привлекательности совершались при Сергее Боженове – тогда потенциал региона демонстрировался на протяжении целых двух месяцев в олимпийском Сочи, в рамках экспозиции регионов России. Правда, и это начинание не обошлось без скандала: из-за махинаций со стороны администрации и поддерживаемого ею фонда НП «Развитие» подрядчик, представлявший Волгоградскую область на выставке, понёс убытки. Не исключено, что опрометчивые действия прежних властей – одна из причин, по которым Андрей Бочаров и его команда столь опасливо относятся к финансированию участия региона в различных мероприятиях.
Так или иначе, комплексная стратегия развития туризма в Волгоградской области на данный момент отсутствует – несмотря на заключение отдельных соглашений и дежурные громкие заявления, администрация региона попросту не знает, какие действия предпринимать в данной сфере. По сути, все усилия сводятся к судорожным попыткам обеспечить достаточное количество мест в гостиницах (их катастрофически не хватает, так что часть болельщиков, которые приедут на ЧМ-2018, даже планируется «выселить» в отдалённые сельские районы). Не вселяют особых надежд на изменение ситуации ни оптимистичные тирады губернатора, ни назначение Владимира Попкова новым главой регионального комитета культуры – в условиях, когда Волгоградская область всё глубже погружается в долговую трясину, и приходится сокращать бюджетные расходы даже на выполнение социальных обязательств, ни о каком увеличении трат на развитие туризма не приходится даже мечтать.
Сергей Иванов