Выберите дату:

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Странная и загадочная история о внедрении электронных билетов в Волгограде
Фото:

Муниципальные транспортные предприятия Волгограда, – МУП «Метроэлектротранс» и ПАТП №7, – заплатят в общей сложности около 429 млн рублей за подключение к единой автоматизированной системе оплаты проезда. У журналистов, попробовавших разобраться в ситуации, закупочная документация вызвала множество вопросов.

Как стало известно ИА «Волга-Каспий», на специализированном официальном портале размещены две закупки у единственного поставщика, причём в обоих случаях заказчиком является муниципальное казённое предприятие «Городской центр управления пассажирскими перевозками». Целью закупок заявлено «оказание услуг по информационно-технологическому взаимодействию в соответствии с правилами автоматизированной системы оплаты проезда»; начальная цена контрактов составляет по 10 млн рублей. Однако договоры, заключённые между МКП «Городской центр управления перевозками» и перевозчиками, свидетельствуют о том, что в роли плательщиков будет выступать отнюдь не центр, а непосредственно «Метроэлектротранс» и ПАТП №7. И заплатят они, по всей видимости, гораздо больше.

МУП «Метроэлектротранс» заплатит за подключение к автоматизированной системе оплаты проезда с использованием транспортных карт порядка 329 млн рублей. Ещё 100 млн рублей на те же цели потратит ПАТП №7.

Согласно договорам, размещённым среди прочих закупочных документов (имеются в распоряжении редакции), МУП «Метроэлектротранс» заплатит за подключение к автоматизированной системе оплаты проезда с использованием транспортных карт порядка 329 млн рублей. Ещё 100 млн рублей на те же цели потратит ПАТП №7. При этом не вполне понятно, каким образом заказчик (который, по логике закупочного процесса, должен приобретать те или иные товары или услуги) может выступать в качестве получателя денежных средств. Любопытно, что в обоих договорах содержится пункт о праве заказчика или исполнителя (т.е. в одном случае – «Городского центра управления пассажирскими перевозками», в другом – ПАТП №7) привлекать к работе системы и исполнению контракта третьих лиц. Не исключено, что таким «третьим лицом» может стать ООО «Сити Транспорт Групп – Поволжье», – предприятие, входящее в холдинг «ПитерАвто», которому местные власти доверили внедрение системы электронного билета в общественном транспорте Волгограда.

По мнению волгоградского общественного активиста Алексея Ульянова, ситуация, при которой казённое предприятие, выступающее в качестве заказчика, собирается получить от муниципальных перевозчиков в общей сложности около 429 млн рублей, ненормальна. «Внедрение системы оплаты проезда и привлечение якобы «инвестора», который облагодетельствует город и его нерадивых жителей (сарказм), выливается в банальное освоение средств городского бюджета», – уверен общественник. – «Во-первых, вопреки информации, размещённой на официальном сайте по госзакупкам, не заказчик платит деньги, а ему платят. Уже нарушение. А во-вторых, цена договора значительно превышает установленную положением о закупках стоимость, при которой можно заключать договор с единственным поставщиком».

Алексей Ульянов также напомнил, что ещё до привлечения инвестора «Метроэлектротранс» и ПАТП №7 потратили около 17 млн рублей на закупку необходимого оборудования. «В общем, инвестор вложил, по моей оценке, дай Бог 20-30 млн (причём вложил в себя, в свой проект), а платить будут и уже платят муниципальные предприятия и жители города», – заключил активист.

Попытки добиться пояснений от представителей МУП «Метроэлектротранс» и ПАТП №7 успехом не увенчались. Пресс-служба «Метроэлектротранса» была недоступна для получения оперативных комментариев. Представитель ПАТП №7 Алла Глухова, указанная в закупочной документации как ответственное лицо со стороны перевозчика, отказалась отвечать на вопросы корреспондента ИА «Волга-Каспий» и посоветовала обратиться в приёмную, где от комментариев воздержались. Журналисты медиахолдинга также направляли официальный запрос в администрацию Волгограда с просьбой дать пояснения по данным закупкам, но своевременного ответа не получили.

Директор МКП «Городской центр управления пассажирскими перевозками» Алексей Стольнов не стал общаться с корреспондентом ИА «Волга-Каспий» по телефону, однако оперативно ответил на официальный письменный запрос. Согласно его заявлению, обоснованность закупок «обусловлена правоспособностью предприятия», а их предметом является присоединение перевозчиков к автоматизированной системе оплаты проезда. «Правовая природа данных договоров заключается в том, что участник системы, в частности Перевозчик, посредством заключения настоящего договора полностью признаёт Правила системы и соответственно получает определённый размер вознаграждения за услуги перевозчика вследствие присоединения к указанным правилам», – говорится в ответе на запрос. Означает ли это, что выплаты МУП «Метроэлектротранс» и ПАТП №7 будет осуществлять именно заказчик, а не наоборот, не уточняется.

По всей видимости, участники этой крайне странной сделки сами не могут определиться, кто из них является заказчиком, а кто – исполнителем.

Алексей Стольнов также сообщил, что форма закупки у единственного поставщика выбрана в соответствии с нормами законодательства, поскольку начальная цена обоих контрактов составляет лишь 10 млн рублей, а указанные в договорах суммы в 328,7 млн и 100 млн «являются планируемыми и рассчитаны на весь срок действия договоров, т.е. до 2020 года». Указанные на сайте закупок суммы, по словам директора МКП, являются «запланированной суммой договора, рассчитанной на 2017 год», а окончательную сумму стороны определят уже после оказания услуг.

На вопрос о том, планируется ли привлечение третьих лиц к работе системы и исполнению контрактов, Алексей Стольнов ответил, что соответствующее право, согласно действующему законодательству, есть у исполнителя – то есть у перевозчика, а не у заказчика. «Применительно к нашему случаю, оговорка о возможности привлечения третьих лиц, в особенности конкретизация этих лиц, в нашей закупочной документации, размещённой на официальном сайте, не указана и не может быть указана», – говорится в заявлении. Однако в пункте 3.2 договора между «Городским центром управления пассажирскими перевозками» и «Метроэлектротрансом» чёрным по белому указано: «Заказчик имеет право привлекать третьих лиц к участию в работе Системы и выполнению своих обязанностей, указанных в настоящем договоре и Правилах». В качестве заказчика, согласно преамбуле договора, выступает как раз МКП «ГЦУПП» в лице Алексея Стольнова, а вовсе не перевозчик. В то же время в аналогичном договоре с ПАТП №7 тот же самый пункт 3.2 звучит с точностью до наоборот: «Исполнитель имеет право…», и далее по тексту. При этом в преамбуле «исполнителем» назван, опять же, «Городской центр управления пассажирскими перевозчиками», тогда как ПАТП №7 на этот раз фигурирует в качестве заказчика. По всей видимости, участники этой крайне странной сделки сами не могут определиться, кто из них является заказчиком, а кто – исполнителем.

Роман Гребенников: «Приход в Волгоград «ПитерАвто» – это большая афера, за которой стоят определённые люди».

Некоторые волгоградские политики также признают, что вокруг внедрения электронных билетов складывается крайне странная ситуация, а закупки МКУ «ГЦУПП» выглядят так, будто предназначены специально для того, чтобы запутать всех, кто пытается разобраться в данной проблеме.

– Ключевой вопрос в том, кому поступают деньги с этой системы транспортных карт. По сути, это мини-банк, завуалированная система управления капиталом, – считает последний законно избранный мэр Волгограда Роман Гребенников. – Когда я был мэром, моя администрация рассматривала возможность внедрения таких карт и организации центра управления перевозками. Тогда средств на реализацию данного проекта не нашлось. С моей точки зрения, оператором и собственником такой системы должен быть исключительно муниципалитет, а не коммерческая организация – в противном случае это мошенничество и использование денег населения частными лицами. К нам приходили корейцы, японцы, предлагали вложить в аналогичную систему электронного билета миллионы долларов в обмен на проценты с транзакций, однако мы не стали идти на такую сделку, потому что понимали: городу это ничего хорошего не принесёт. Теперь же, когда «сити»-власти пошли на заключение договора с «ПитерАвто», они фактически получили неуправляемый и не муниципальный расчётный центр, аккумулирующий деньги, поступающие от населения за проезд на муниципальном транспорте. При этом непонятно, кто собственник транспортных карт, кто их оплатил, на каких счетах находятся средства… Вопросы возникают далеко не только в связи с закупками, и ответов я пока не нахожу. С моей точки зрения, приход в Волгоград «ПитерАвто» – это большая афера, за которой стоят определённые люди, получающие за её счёт выгоду. Закончится она, по моим прогнозам, обнищанием муниципальных транспортных предприятий. Через два-три года такими темпами придёт конец ПАТП №7, а следом за ним вскоре захиреет и «Метроэлектротранс» – по той простой причине, что без обновления подвижного состава, на которое не будет денег, трамваи и троллейбусы просто встанут.

Дмитрий Крылов: «Если говорить о данных закупках, то в них с большой вероятностью есть коррупционная составляющая».

Схожего мнения придерживается и депутат Волгоградской городской думы Дмитрий Крылов, последовательно критикующий деятельность холдинга «ПитерАвто».

– Я сразу ставил под сомнение данное решение и говорил, что в результате зарабатывать будет не город, не бюджет, а коммерческая структура. Мы говорили о том, что нужно снизить дотации муниципальным транспортным предприятиям, а в итоге дотации увеличились до 350 миллионов, и получат их структуры «ПитерАвто», – напомнил Дмитрий Крылов. – Неоднократно говорили, что к этому холдингу есть претензии во многих других городах России. Говорили и о том, что за этими структурами стоят оффшорные схемы. То есть президент прямо призывает, советует не заключать с оффшорами договоры – а мы игнорируем, как будто он не к нам обращается или мы его не слышим. Каким образом, ссылаясь на хилый бюджет, можно выделять 350 миллионов на поддержку «ПитерАвто»? И зачем при этом уничтожать маршрутки, которые никакого вреда бюджету не наносят? В общем, если говорить о данных закупках, то в них с большой вероятностью есть коррупционная составляющая. Это касается не только закупок, связанных с транспортом – та же ситуация, например, с контрактами на озеленение Волгограда. Деньги попросту разворовываются. Работу правоохранительных органов и властей по борьбе с коррупцией можно оценить как поражение. Губернатор на ситуацию внимания не обращает – по моему мнению, он фактически является конкурсным управляющим, которому поручено добить регион. Удивляет только то, что Волгоград ещё жив, и кто-то пытается в нём работать.

Напомним, внедрение системы электронного билета связано с реализацией новой транспортной схемы Волгограда, предусматривающей практически полную ликвидацию маршрутных такси на территории города-миллионера. Осуществлять этот процесс будет компания ООО «Сити Транспорт Групп – Поволжье», входящая в состав холдинга «ПитерАвто», который уже начал массированную экспансию в областном центре. От действий «ПитерАвто» уже пострадало муниципальное предприятие ПАТП №7: оно лишилось своих автобусных баз и начало терять сотрудников. Совсем недавно противоречия между двумя организациями вылились в открытый конфликт: кондукторы в автобусах компании «Волгоградский автобусный парк» (также входит в холдинг «ПитерАвто») отказывались принимать проездные, приобретённые на маршрутах, обслуживаемых ПАТП №7. В связи с этим разгорелся скандал, привлёкший значительное внимание общественности.

Остаётся признать, что все попытки пролить свет на тёмную историю с внедрением в Волгограде системы электронных билетов пока что приводят лишь к возникновению дополнительных вопросов. Более или менее ясно одно: каким бы ни был исход событий, для муниципальных перевозчиков он окажется плачевным.

 

Сергей Иванов



Читать volga-kaspiy.ru в